"Мы признаем ответственность, возложенную на нас в итоговом отчете немецкого Ведомства по расследованию авиационных происшествий (БФУ), и просим прощения у семей 71 жертвы", - сказал по-немецки генеральный директор "Скайгайда" Ален Россьер на пресс-конференции в германском городе Брауншвейге.
В знак уважения к памяти погибших в авиакатастрофе над Боденским озером гендиректор "Скайгайда" повторил эту фразу на русском языке.
При этом Россьер признал, что сразу после катастрофы "Скайгайд" повел себя не должным образом, не извинившись перед семьями погибших.
"Эта катастрофа застала нас врасплох, наверное поэтому изначально мы повели себя не должным образом", - сказал он.
Также в среду президент Швейцарии направил президенту России письмо с извинениями за авиакатастрофу над Боденским озером.
"От имени Федерального совета я хочу принести Вам извинения и еще раз выразить наше глубокое сожаление о происшедшем", - говорится в письме, которое размещено на сайте швейцарского посольства в Москве.
Швейцария установит виновных в совершении ошибок и примет меры, в том числе и уголовно-правового характера, отмечается в письме.
Швейцария осознает, что денежные компенсации не могут облегчить страдания родных и близких погибших.
"Однако сразу же признав обоснованность претензий потерпевших, она прилагает все усилия в тому, чтобы быстро и без бюрократических проволочек обеспечить им достойные компенсации, с тем, чтобы избавить семьи погибших от трудностей, связанных с их участием в судебных разбирательствах", - отмечается в письме.
На данный момент компенсации получили семьи 13 погибших. Готовность "Скайгайда" выплатить компенсации всем родственникам погибших отметил и генеральный директор "Скайгайда". Однако, по его словам, страховая компания, представляющая интересы "Скайгайда", будет по-прежнему добиваться вне судебного решения вопроса о выплате компенсаций.
"Деньги никогда не смогут заменить любимого человека, но мы хотим как можно скорее и не бюрократическим образом выплатить компенсации семьям погибших", - сказал Россьер на пресс-конференции.
Он также сообщил, что все рекомендации БФУ в отношении "Скайгайда" уже выполнены или находятся в стадии выполнения.
В частности, "Скайгайд" отменил практику использования одного дежурного за пультом и адаптировал систему оповещения о возможном столкновении, сказал Россьер.
При этом он отметил, что признание ошибок "Скайгайдом" не приведет к перестановкам в руководстве компании.
В свою очередь руководитель расследования Йорг Шенеберг в ходе представления итогового доклада по причинам авиакатастрофы сообщил, что трагедии привела "целая цепочка причин".
Диспетчерский центра в Цюрихе вовремя не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Как следствие, экипаж российского Ту-154 выполнял команды швейцарских диспетчером на снижение, несмотря на то, что бортовая система обеспечения безопасности полетов ТИКАС требовала срочно набрать высоту, сказал Шенеберг.
Он также заметил, что не все российские самолеты оснащены подобными системами.
При этом он подчеркнул, что расследование установило, что второй пилот Ту-154 дважды выражал сомнение по поводу необходимости продолжать выполнять команды диспетчеров на снижение.
В итоговом докладе указано: "Никто из экипажа Ту-154 не принял во внимание, что команды автоматической системы ТИКАС имеют преимущества перед командами диспетчера".
В то же время, как передает корреспондент РИА "Новости", в розданном журналистам докладе все-таки указано, что "национальные и внутрифирменные инструкции (по выполнению команд в воздухе) являются недостаточно однозначными".
Одной из других причин авиакатастрофы стало нарушение инструкций диспетчерскими службами, сообщил также Шенеберг.
"Руководство центра за контролем полетов в Цюрихе в течение многих лет мирилось с нарушением инструкций, согласно которой ночью должны дежурить не один, а два диспетчера", - сказал руководитель расследования.
Несмотря на то, что "Скайгайд" взяла на себя полную ответственность за ошибки, допущенные в ночь катастрофы Ту-154 над Боденским озером, виновные в авиакатастрофе должны быть наказаны, считают семьи погибших.
"Следующим этапом в разбирательстве должно стать определение виновных и их наказание", - заявил РИА "Новости" в среду в Уфе председатель общественной организации "Родственники погибших в авиакатастрофе" Зульфат Хамматов, потерявший в катастрофе сына.
Он отметил, что, принеся извинения родственникам погибших россиян, директор "Скайгайд" "исполнил свой человеческий долг".
"Но виновники катастрофы должны понести наказание, чтобы в будущем такая катастрофа не повторилась", - добавил Хамматов.
В ночь на 2 июля 2002 года на высоте почти 11 километров над Боденским озером столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой "Боинг 757". На борту российского лайнера среди пассажиров находились в основном дети, летевшие в Испанию на отдых. В грузовом "Боинге" были только два пилота. В результате этой трагедии погиб 71 человек. На борту Ту-154 находились 48 детей из Башкирии, Москвы, Бреста и Владикавказа.