Столь сложную философскую проблему, соединяющую древний мир и современность, отечественные музеи ставят редко, отметила в интервью РИА Новости директор ГМИИ Ирина Антонова. Между тем, из века в век эта тема не теряет актуальности, а ныне, в эпоху атак на небоскребы, даже приобрела новое измерение. Поэтому открывают экспозицию русские иконы и картины итальянского и северного Ренессанса. Продолжают ее холсты нового времени, а образ Эйфелевой башни как лейтмотив искусства рубежа столетий и эпох подводит к ХХ веку.
В разделе, завершающем выставку, представлено грандиозное здание Дворца Советов: оно могло бы стать колоссом Родосским эры большевиков, но так и не было возведено. Рядом с эскизами дворца, заложенного на месте снесенного Храма Христа Спасителя, - неосуществленные проекты Ивана Леонидова и макет "Башни Ш Интернационала", созданный Владимиром Татлиным.
В целом будет показано более 70-ти экспонатов из собраний ГМИИ им.А.С.Пушкина, Музея архитектуры им.А.В.Щусева, Русского музея, Третьяковки, Государственного Эрмитажа и других музеев. Немало произведений выставляется впервые, например, ряд икон или фрески Макарьевского монастыря.
"Вавилонская башня - метафора прогресса: чем выше, тем опаснее", - отметила в беседе с РИА Новости куратор выставки. Речь идет, по сути, о непрекращающихся попытках человека подняться над повседневностью, приобщиться к тайне бытия и мироздания. Не случайно камертоном выставки стала Вавилонская башня: именно с ней связан библейский миф о первой в истории техногенной катастрофе, к ккоторой привела коллективная попытка людей построить "лестницу в небо".
Однако "ничто не может помешать желанию человека подняться вверх, и духовное устремление - важнее всего; можно даже не строить башню, но иметь ее внутри себя", - убеждена Антонова. "Сама эта тема носится в воздухе, особенно теперь, когда мы видим, что прогресс непредсказуем", - считает директор ГМИИ. По ее словам, цель выставки - проследить, как менялся символический смысл, который человек вкладывал в образы башни, лестницы, горы.