Для обеспечения безопасности движения по стальным колеям столичные железнодорожники постоянно следят за состоянием 30-метровой полосы отвода - открытого пространства, отделяющего пути от лесополос, защищающих путь от ветра и снега. Состояние лесополос и зон безопасности постоянно контролируется. Дело в том, что со временем разрастается кустарник, взрослеют и дряхлеют деревья. Проходящие поезда создают вихревые потоки, из-за которых стволы деревьев наклоняются в сторону путей и технических устройств. Создается опасность падения таких деревьев на пути, линии связи и устройства электроснабжения с непредсказуемыми последствиями.
Общая площадь полосы отвода МЖД составляет около 100 тысяч гектаров, площадь лесозащитных насаждений - 37.444 гектаров. Протяженность искусственных лиственных насаждений составляет 4.202 километра, хвойных - 152 километра, естественных лесов - 2.738 километров и прочих насаждений, в том числе кустарников - 3.027 километров.
Помимо вырубки больных деревьев постоянно производится их восстановление. Лесопитомник МЖД на станции Шаня Калужской области, где разводятся все породы деревьев и кустарников, необходимые для восстановления лесополос, полностью обеспечивает потребности Московского узла.
Сейчас проводятся большие работы по благоустройству и лесонасаждениям на новой скоростной линии пригородного сообщения Москва-Мытищи. На Ярославский вокзал доставлены 20 контейнеров вечнозеленых туй, на станцию Мытищи - 30 контейнеров, на станцию Лосиноостровская - 30. На 12-м километре, где имеется большое открытое пространство вдоль пути в выемке, из низкорастущих кустарников образована надпись "РЖД". Рядом с платформой Северянин образована надпись "МЖД". На всем протяжении движения поездов "Спутник" высажены 120 голубых елей и 3,5 тысячи кустарников снежного ягодника, сообщили РИА "Новостит" в пресс-службе МЖД. Как только на скоростном участке укрепятся откосы, там будут высажены и другие растения.