"Вполне вероятно, что теперь слушания будут проходить ежедневно", - сказал накануне в интервью РИА "Новости" пресс-секретарь адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Илья Левитов. Юристы этого бюро представляют интересы россиян на процессе в Катаре.
Левитов уточнил, что катарский суд изначально планировал заседать только по воскресеньям. Однако суд не успел допросить в воскресенье всех свидетелей, в связи с чем продолжил это делать на следующий день. Вместе с тем Левитов подчеркнул, что пока нет точной информации о дате следующего заседания суда по делу россиян.
"В настоящее время невозможно сказать, сколько еще состоится заседаний суда. Все будет зависеть от того, насколько быстро будут допрашивать свидетелей",- отметил Левитов.
По его словам, всего на процессе намечается допросить по делу 13 свидетелей.
В понедельник суд заслушал первого свидетеля обвинения - руководителя государственной безопасности Катара, сказал Левитов.
По его словам, накануне суд начал заслушивать другого свидетеля обвинения - полковника Дауи, который возглавлял оперативно-следственную группу по делу.
Левитов рассказал, что когда Дауи появился в зале, подзащитные попросили слово и заявили, что опознали в лице полковника Дауи участника пыток, которым они подвергались. "В частности, по словам подзащитных, полковник Дауи бил их по голове и участвовал в травле их специально натренированными собаками",- сказал пресс-секретарь адвокатского бюро, отметив, что это происходило в первые дни после захвата российских граждан.
"Еще один свидетель, когда следствие предъявило ему фотоснимок для опознания, опознал в качестве водителя минивэна другого дипломата, который давно выехал из Катара,- рассказал Левитов.- На последующем допросе этот свидетель "исправился" и опознал на фотокарточке одного из подзащитных, но с оговоркой, что уверен в этом только на 50%".
По словам пресс-секретаря бюро, впоследствии этот свидетель снова изменил показания и сказал, что точно уверен в том, что на месте водителя сидел один из подзащитных.
Левитов также рассказал, что 25 апреля, когда один из российских граждан начал делать заявление по поводу участия полковника Дауи в пытках, судья оборвал его и сказал, что такое заявление следует делать на следующий день (26 апреля), когда Дауи закончит давать показания.
"Однако сегодня, при повторной попытке сделать заявление, судья сказал, что о пытках следует рассказать в конце судебного процесса, то есть когда подзащитным будет предоставлено так называемое последнее слово",- сказал Левитов.
Накануне адвокат Дмитрий Афанасьев (партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры) рассказал программе "Вести недели" телеканала "Россия": "По показаниям наших подзащитных, уже озвученных в катарском суде, их избивали, лишали сна, в нескольких случаях на них пускали специальных собак".
Адвокат напомнил, что "по катарскому законодательству и в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией против пыток 1984 года, признания, полученные под пытками, не могут быть использованы в качестве доказательств".
Один из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхан Яндарбиев, который жил в Катаре три последних года, погиб при взрыве заминированного автомобиля "Тойота-Лэндкрузер" 13 февраля.
В ночь на 19 февраля катарские спецслужбы арестовали в Дохе троих российских граждан, которые находились в Катаре в командировке. Их обвинили в причастности к убийству Яндарбиева.
Один из задержанных, первый секретарь посольства РФ в Катаре Александр Фетисов, обладающий дипломатической неприкосновенностью, был отпущен и 24 марта вернулся на родину.
26 февраля двоим россиянам было предъявлено официальное обвинение в умышленном убийстве.
Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил ранее, что делается все необходимое по освобождению российских граждан в Катаре.
Министр не стал комментировать шансы на освобождение россиян. "Ситуация очень деликатная, я не стал бы ее комментировать",- сказал Лавров.
В Москве требуют освобождения российских граждан, поскольку их арест был необоснован. Как отмечалось в заявлении МИД РФ, российские граждане "пребывали в Катаре на законных основаниях и выполняли без каких-либо нарушений местного законодательства задачи информационно-аналитического характера, связанные с противодействием международному терроризму".
Россия будет предпринимать дальнейшие усилия для возвращения на родину задержанных в Катаре российских дипломатов, заявил официальный представить МИД РФ Александр Яковенко.
Дело российских граждан рассматривается в гражданском суде Катара.