> Наряду с ГТГ организаторами проекта стали страна-председатель Евросоюза Ирландия и Представительство Европейской Комиссии в России, сообщила РИА "Новости" пресс-секретарь Третьяковской галереи Елена Зайцева.
Она рассказала, что на выставке будут представлены произведения русской живописи и графики XIX-XX веков, созданные художниками, которые жили и работали в Европе.
В экспозиции, куда вошли полотна и рисунки из собрания ГТГ и частных коллекций, - пейзажи и жанровые сцены эпохи классицизма, творения стиля модерн и авангарда, работы советских мастеров искусства, а также творения современных художников.
Холсты Сильвестра Щедрина, Карла Брюллова, Василия Кандинского соседствуют с картинами работающих ныне Александра Суворова, Виктора Калинина, Ирины Старженецкой.
Подобная выставка по-своему символична, отметила в беседе с РИА "Новости" одна из ее участниц Татьяна Назаренко. В Европе россиянина многое удивляет, и образ европейского города преломляется сквозь специфический "русский" взгляд на мир, добавила она.
Русских художников на рубеже XVIII-XIХ веков более всего манила Италия: именно туда, в центр художественной жизни Европы той эпохи, посылались выпускники Императорской Академии художеств. В результате там образовалась "колония", где жили будущие знаменитые мастера - братья Брюлловы и Чернецовы, Орест Кипренский и Александр Иванов. Под "блещущим небом" Италии происходило их творческое становление, там же они приобретали известность. Подобная ситуация продолжалась и во второй половине XIX века: особая среда Италии, руины античной Греции восхищали и вдохновляли Ивана Айвазовского, Василия Поленова и многих других.
С конца XIX века внимание русских живописцев переключилось на Францию - теснейшие связи с ней не прервались и в ХХ столетии. Внимание к происходящим там художественным процессам повлияло на целую плеяду русских художников, от Ильи Репина и Василия Перова до Константина Коровина.
Чуть позже, в начале XX века, средоточием новых идей стала Германия, особенно Мюнхен: многие россияне прошли школу живописи Антона Ашбе, участвовали в Мюнхенском и Берлинском обществах "Сецессион", где зарождался немецкий вариант стиля модерн. В "Новое мюнхенское объединение" - средоточие будущих абстракционистов - вошли Кандинский, Марианна Веревкина и Алексей Явленский, чьи работы экспонируются ныне в стенах Третьяковки.
Связи между российской и европейской культурой в первой половине ХХ века резко сократились из-за социальных катаклизмов в России и двух мировых войн.
Контакты постепенно возобновились в 1950-70-е годы, когда члены Союза художников СССР начали совершать туристические поездки в европейские страны. Испания и Нидерланды, Бельгия и Греция, Венгрия и Словакия стали источником вдохновения для Таира Салахова, Евсея Моисеенко, Андрея Суровцева, Татьяны Насиповой.
80-90-е годы ХХ века открыли новые возможности: расширился круг стран, которые посещают российские художники и где они становятся все более востребованными.
Россиян все чаще приглашают на выставки и педагогическую работу, предлагают крупные художественные проекты и театральные постановки. В Европе и дома они воспроизводят увиденное в циклах своих работ: таковы, в частности, "Прага" Юрия Королева, "Венский блокнот" Александра Суворова или зарисовки Ирландии у Николая Андронова.