На истребителе Су-27 липецкого авиацентра, которым управлял командир центра генерал-майор авиации Александр Харчевский, 20 марта 2000 года тогда еще и.о. президента Владимир Путин летал из Краснодара в Чечню.
Самолеты взлетали парами и по одному. Затем летчики отработали элемент летной подготовки "полет звена истребителей на групповую слетанность на малых высотах".
Группа снизилась до высоты 200 метров, а затем выполнила восходящий разворот на 180 градусов с набором высоты 700 метров. После чего они вновь развернулись на 180 градусов и снизились до 200 метров.
Затем генерал-майор Александр Харчевский выполнил каскад фигур высшего пилотажа, который является основой тактических приемов маневренного воздушного боя. Это, в частности, "бочка", "горка" под углом 70 градусов, "колокол" - он позволяет сорвать атаку противника на восходящем маневре с последующим занятием тактически выгодного положения для атаки. Кроме того, пилоты продемонстрировали в каскаде фигуры - снижение с разворотом, "кадушка", "ухо", выход на скорость 250 км/час с углом атаки 22 градуса.
Данный элемент пилотажа демонстрирует возможности самолетов сопровождать малоскоростные цели с последующей атакой.
Харчевский также выполнил знаменитую фигуру - петлю Нестерова.
Выполненные элементы и фигуры высшего пилотажа - это маневры, которые позволяют истребителю выйти из-под атаки противника и занять в воздухе выгодное положение для его атаки.
Затем продемонстрировали свое мастерство пилоты смешанной группы самолетов, состоящей из звена самолетов-бомбадировщиков Су-24М. В то время как пара из них ждала очереди в строю, другая выполняла дозаправку в воздухе.
Группу прикрывали звено истребителей Су-27 и пара истребителей Миг-29, выполнявших отстрел тепловых инфракрасных ловушек для срыва наведения ракет. Такой строй называется "тактическое крыло".
Вел группу из десяти самолетов полковник Олег Сторожук - военный летчик-снайпер, начальник исследовательского отдела бомбадировочной авиации Липецкого авиацентра.
как пояснил комментатор авиашоу, идея смешанного сложного боевого порядка разнотипных самолетов заключается в том, что на локаторах средств ПВО (противовоздушной обороны) противника этот строй наблюдается как один единый воздушный объект, по характеристикам идентичный самолету бомбардировочной авиации.
При атаке этой группы самолетами-истребителями противника они получают отпор неидентифицированной группы прикрытия.
Затем пара истребителей Су-27 выполнила отворот в сторону для отработки элементов ближнего маневренного воздушного боя. При боевом маневрировании ведущие пары дают ведомому вводные по предполагаемому нахождению противника и команды на выполнение условной атаки.
Предполагаемый противник находился на пересекающем курс истребителей курсе вверху справа, и пара выполнила боевой маневр "трюк", а затем маневр "винт".
Затем группа показала маневр "узел", что предполагает атаку ведомым условного противника, пристраивающегося за парой истребителей.
Затем Путину и Берлускони продемонстритровал один из вариантов группового воздушного боя. Слева на встречном курсе появился условный противник, обнаружив маневрирующую пару и выполняя атаку этой пары на вираже.
Атакуемая противником пара истребителей выполнила боевой маневр "узел" и таким образом лишила условного противника тактически выгодного положения для атаки.
Так может выглядеть реальный ближний воздушный бой пары истребителей, осуществляющих прикрытие группы самолетов-бомбардировщиков, сообщил комментатор.
В реальном воздушном бою всегда побеждает мастерство летчика, но в учебном независимо от результата главным критерием остается умение быстро собраться и настроиться на выполнение очередной задачи.
Затем группа истребителей Су-27 перестроилась в боевой порядок "ромб" для отработки элементов группового пилотажа в плотных боевых порядках. Были продемонстрированы "петля Нестерова", "вираж".
После этого группа самолетов-бомбардировщиков Су-24М на предельной допустимой для данных условиях полета скорости преодолела ПВО условного противника, а затем выполнила роспуск группы по одному для нанесения массированного удара по наземным целям.
После выполнения полетных заданий самолеты зашли на посадку.
Начальник авиацентра генерал-майор Харчевский имеет общий налет более 3 тысяч часов, является военным летчиком-снайпером.
Самолет Су-27 - фронтовой истребитель, сочетающий в себе высочайшие аэродинамические качества и новейшие достижения в области разработки бортового вооружения, позволяющие ему вести как ближние высокоманевренные, так и дальние воздушные бои для завоевания превосходства в воздухе.