"Чтобы проводить последовательную, целенаправленную политику в своей сфере, каждое министерство должно видеть и планировать свои расходы как минимум на три года", - подчеркивается в материалах.
"В настоящее время в рамках ежегодного бюджетного процесса правительство рассматривает перспективный финансовый план на трехлетний период, однако он носит лишь справочный характер, - отмечают эксперты Минфина. - Завершение разграничения полномочий и доходных источников между бюджетами разных уровней создаст базовые предпосылки для увеличения горизонта бюджетного планирования".
В концепции реформирования бюджетного процесса предлагается утверждать перспективный финансовый план "сначала постановлением правительства, а в дальнейшем, возможно, и законом, с выделением бюджетов действующих и принимаемых обязательств и распределением действующих обязательств между главными распорядителями бюджетных средств".
При этом законодательное утверждение финплана "вовсе не означает, что его параметры в обязательном порядке должны войти в бюджет соответствующего года", отмечается в материалах Минфина.
Предполагается, что бюджет первого года не должен существенно отклоняться от проектировок. "Что касается второго и тем более третьего года, то их проектировки носят индикативный характер и используются лишь в качестве ориентира при разработке и утверждении следующего финплана", - говорится в материалах.
Предлагаемые меры позволят реализовать так называемый принцип "скользящей трехлетки", согласно которому в каждом бюджетном цикле добавляется новый, третий год планового периода, а проектировки первого и второго года базируются на ранее сделанном прогнозе.
"Таким образом, несмотря на то, что формально нет никаких ограничений на ежегодный пересмотр ранее утвержденных параметров, перспективный финансовый план оказывается достаточно устойчивым", - отмечает Минфин.
"Как показывает международный опыт, эта техника существенно повышает качество бюджетного планирования", - подчеркивается в материалах министерства.
При этом в них отмечается, что для полноценного применения этой методики необходим ряд предпосылок. Одна из них уже создана - это Стабилизационный фонд, позволяющий защитить бюджет от непрогнозируемых изменений внешних условий. "Однако основной из них является надежное макроэкономическое прогнозирование, и здесь предстоит немало сделать", - подчеркивается в материалах Минфина.
"К сожалению, макроэкономический прогноз даже на текущий и ближайший годы, не говоря уже о трехлетнем плане, не имеет в своей основе четкой и прозрачной методологии. Не случайно именно вокруг его показателей каждый год идут едва ли не самые острые политические споры", - отмечают эксперты министерства.