Рейтинг@Mail.ru
Справка: История участия России во Всемирных выставках - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Справка: История участия России во Всемирных выставках

Читать ria.ru в
История "ЭКСПО" насчитывает более 150 лет. Это не выставка товаров в традиционном понимании этого слова, а самый настоящий парад государств - субъектов международного права. На ней любая страна-участница получает возможность полно рассказать о своих возможностях и перспективах. Россия не пропустила почти ни одной всемирной выставки, которые проводятся уже более 150 лет, а во второй половине XX века вообще не было "ЭКСПО", на которой самым достойным образом не была бы представлена наша страна. Однако ни Россия, ни Советский Союз ни разу не принимали всемирную выставку. "Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года" - так была названа первая Всемирная выставка, в которой участвовали 17 тысяч экспонентов из 40 государств, включая Россию. Россия получила предложение участвовать в выставке в январе 1850 года через английского посла в Петербурге. Прежде чем принять приглашение, Николай I ознакомился с мнением своих министров. Наиболее активную позицию занял министр...

История  "ЭКСПО" насчитывает более 150 лет. Это не выставка товаров в традиционном понимании этого слова, а самый настоящий парад государств - субъектов международного права. На ней любая страна-участница получает возможность полно рассказать о своих возможностях и перспективах. Россия не пропустила почти ни одной всемирной выставки, которые проводятся уже более 150 лет, а во второй половине XX века вообще не было "ЭКСПО", на которой самым достойным образом не была бы представлена наша страна. Однако ни Россия, ни Советский Союз ни разу не принимали всемирную выставку.
     "Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года" - так была названа первая Всемирная выставка, в которой участвовали 17 тысяч экспонентов из 40 государств, включая Россию.
       Россия получила предложение участвовать в выставке в январе 1850 года через английского посла в Петербурге. Прежде чем принять приглашение, Николай I ознакомился с мнением своих министров. Наиболее активную позицию занял министр государственных имуществ, граф Павел Киселев, считавший участие в этом мероприятии "важным средством сближения с заграничными потребителями". Расходы по хранению экспонатов, транспортировке их в Лондон и обратно правительство полностью приняло на свой счет. В "ЭКСПО-1851" приняли участие 365 экспонентов из России. Большинство экспонатов принадлежало к разряду "сырые материалы".
      На первой и всех последующих выставках российские экспозиции пользовались неизменным успехом. Россия всякий раз удивляла мир не только уральскими самоцветами, пуховыми оренбургскими платками и изделиями из малахита, но и техническими достижениями инженеров, изобретателей и промышленников. Уже на первой выставке 1851 года Лондон был поражен качеством русского листового железа и меди. Члены Королевской комиссии утверждали, что Русский отдел значительно содействовал успеху выставки. А вот что писал француз де-Валон о Русском отделе выставки: "Я не знаю России. Хотя во Франции, благодаря Богу, уже не представляют себе подданных Императора Николая I суровыми дикарями.
   Из 365 российских экспонатов 3 были удостоены Большой медали, 60 - Медали второй степени и 67 - Похвального отзыва. Нельзя не указать при этом, что значительная часть этих наград (98) была присуждена сырьевым продуктам. Посетителей особенно поразили колоссальные куски графита весом 4-8 пудов, колонна коринфского ордера высотой более З м и огромный кусок нефрита, самый большой из когда-либо экспонированных. Высшую награду получили: придворные ювелиры  - за диадему и прочие изделия из драгоценных камней; московский фабрикант серебряных изделий И. Сазиков - за срединник серебряный для стола; петербургская фабрика малахитовых изделий Демидовых - за разнообразные предметы для украшения и мебель из малахита. В официальном руководстве по выставке самым привлекательным объектом Русского отдела была названа сельскохозяйственная коллекция в виде пирамиды из снопов различных злаков и трав, которая получила от международного жюри Медаль второй степени. Главным экспонатом оружейного раздела было признано стальное орудие 12-фунтового калибра, точность которого не изменилась после 1000 выстрелов.
    На Парижской выставке 1878 года настоящей сенсацией стали электродуговые лампы Яблочкова, окрещенные "Русским светом". Эти лампы через год осветили улицы Лондона, Парижа и Петербурга.
    Участие России в первой "ЭКСПО" дало новые импульсы не только для широкого обсуждения проблемы развития ее производительных сил, но и заострило внимание русской общественности и царской администрации на состоянии производственных отношений, сдерживающих это развитие.
    Если на Всемирных выставках 1867-1889 годов главный упор делался на экзотику нашей архитектуры, то 1893 году рафинированное и роскошное стилизаторство русского павильона и солидная экспозиция в нем и в общих зданиях уже стали преддверием к качественному скачку. 1900 год - его экспозиция и архитектура - являл собой этот скачок. Представительство России количеством и качеством сооружений и экспонатов правдиво отражало достижения в культурной и экономической жизни страны. Теперь уже диковинный для иностранных посетителей облик зданий не скрывал, как случалось прежде, скудости экспозиции, а скорее предварял коллекцию интересных предметов. На участие во Всемирной выставке в Париже Россия затратила 5 226 895 рублей, из которых правительство ассигновало более 2 млн. рублей.
Стремясь собрать как можно больше интересных экспонатов, русское правительство утвердило для экспонентов ряд льгот: бесплатное предоставление помещений на выставке, принятие за счет казны расходов по пересылке экспонатов, страхованию в пути, устройству и убранству русского отдела. На этой выставке русский изобретатель Попов был удостоен золотой медали за достижения в области радиосвязи.
     В 1925 году в Париже открылась первая Всемирная выставка ХХ века, в которой Россия уже участвовала как СССР. Наш павильон раскинулся с истинно советским размахом и занял одну шестую часть выставочной территории: ведь было необходимо разбить и настоящие юрты с настоящими "живыми" ковровщицами из Туркмении, и чумы народностей Крайнего Севера.
События такого масштаба как Всемирная выставка привлекали к себе внимание не только местных знаменитостей, но зарубежных, именитых гостей. На парижской выставке 1925 года отметился поэт В.Маяковский. Он подготовил каталог советской экспозиции, за что был награжден серебряной медалью.    
    В 1937 году Россия снова вернулась во французскую столицу. Советский павильон имел настолько большой успех, что превратился в своего рода эмблему Всемирной выставки. Особый интерес у посетителей выставки вызвала "Карта индустриализации СССР". Карту создавалась с истинно сталинским размахом. Она вся была выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней, а по площади была 19,5 м2. Каждая столица союзной республики была отмечена рубиновой звездой. Название выложено изумрудами. Рубиновую звезду Москвы украшали серп и молот, выполненные из бриллиантов. Предприятия тяжёлой промышленности были рассыпаны по карте рубинами, химической - альмандинами, лёгкой - аметистами, пищевой - золотистыми топазами… Советский павильон венчала знаменитая скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", стоящая сегодня перед Всероссийским выставочным центром. Напротив статуи возвышался нацистский орел - интрига, придуманная руководством выставки. Немецкому архитектору Альберту Шпееру удалось заранее выяснить габариты советского объекта, и орел смотрел на серп и молот свысока.
      Всемирная выставка в Нью-Йорке была приурочена к 150-летию независимости страны и избрания Георга Вашингтона первым президентом США. На выставке Советский Союз на конкретных примерах продемонстрировал, что "мир завтрашнего дня" принадлежит новому общественному строю - социализму. Павильон, построенный СССР, представлял собой монументальное здание в форме полукруга площадью 12 тыс. км2. Перед павильоном был воздвигнут обелиск, увенчанный статуей рабочего из нержавеющей стали с рубиновой звездой в поднятой руке. "Громадное мраморное здание советского павильона, - писала английская газета "Дейли Телеграф энд Морнинг-пост", - является самым импозантным павильоном на выставке". В книгах отзывов было оставлено более 80 тысяч восторженных записей, в которых отмечалось, что павильон СССР - лучший на выставке.
     В 1958 году в Брюсселе прошла первая послевоенная выставка "ЭКСПО". Тогда бельгийская пресса назвала советский павильон "парфеноном из стали и стекла". Архитекторы и строители многих стран отметили необычность архитектуры и оригинальность конструкции павильона.
В Брюсселе СССР вчистую "обыграл" США, показав 84-килограммовую копию первого искусственного спутника Земли. Американцы хотели было взять реванш, запланировав установить в своем павильоне действующую модель атомного реактора мощностью 11,5 тысячи киловатт, но этому воспротивился  бельгийский король: ядерный объект должен был располагаться рядом с монаршей  резиденцией.
    Фирменное название ЭКСПО появилось на Всемирной выставке 1967 года в Монреале.
Однако первоначально выставку предполагалось провести в Москве, на территории
площадью 500 га в районе Теплого стана, приурочив к 50-летию Октябрьской
революции. В 1960 году был объявлен конкурс на разработку генплана выставки,
однако вскоре из-за финансовых проблем СССР ее проводить отказался. Выставку
перенесли в Канаду. На ЭКСПО-67, проходившей под девизом "Человек и его мир", было введено новшество - национальные дни. С этим связана одна любопытная история. В программе национального дня СССР было выступление танцора Махмуда Эсамбаева, входившего в состав делегации. Восхищенный мастерством артиста, премьер-министр Канады сделал ему подарок: предложил съездить в индейскую деревню - посмотреть, как танцуют местные жители.
     На Всемирной выставке "ЭКСПО-70" в Осаке СССР в очередной раз удивил планировкой своего павильона. Внешний облик здания, по замыслу автора, символизировал собой красное знамя. Вогнутую поверхность фасада обшили металлическими листами красного цвета, благодаря чему грандиозное сооружение (109 м) особенно эффектно смотрелось на фоне голубого неба. Знаменитый японский архитектор Кензо Танге, под руководством которого создавался генплан ЭКСПО-70, очень поэтично охарактеризовал павильон СССР: "Павильон СССР как бы большой красный цветок в цветущем дереве всей выставки". После выставки павильон был разобран.
    В 1975 году в Окинаве организаторы Всемирных выставок вспомнили, что человечество живёт на планете, четыре пятых которой составляет водная стихия, и посвятили выставку "Морю - каким мы его хотим видеть". Советская экспозиция была посвящена защите окружающей среды. На выставке СССР представил первую в мире крупномасштабную карту дна мирового океана. Пожалуй, это был самый уникальный экспонат выставки, посвящённой морю.
    На "ЭКСПО-98" в Лиссабоне в рамках национального дня Россия отмечала свой 12 июня - в День независимости. Помимо официальных торжеств этот праздник был отмечен особо интенсивной культурной программой России: фольклорный спектакль хора имени Пятницкого, трио "Реликт", секстет "Московские балалайки", балетный спектакль "Призрачный бал" столичного театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Зураб Соткилава, Виктор Третьяков, Юрий Башмет.
"ЭКСПО-98" стоила организаторам 1,6 млн долларов. Россия выделила своему павильону из бюджета 3,5 млн долл.
    На Всемирной выставке "ЭКСПО-2000" прошла в столице немецкой федеральной земл Нижняя Саксония - Ганновере. В экспозиции выставки под лозунгом "Человек-природа-техника: возникновение нового мира" приняли участие почти 200 государств и международных организаций.
Россия на выставке представила современные достижения в аэрокосмической отрасли, медицине, а также не имеющий аналогов приборный комплекс Гидрометцентра РФ.
В разделе выставки "Человек и техника" на российском стенде был представлен 60-метровый макет двухступенчатой ракеты-носителя "Энергия", которая по грузоподъемности в 6 раз превосходит самую мощную западноевропейскую ракету-носитель "Ариан". Отдельные экспозиции в рамках российского стенда имели Санкт-Петербург, Татарстан и Башкортостан.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала