Рейтинг@Mail.ru
Интервью РИА "Новости" министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью РИА "Новости" министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова

Читать ria.ru в
Интервью РИА "Новости" министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова. ВОПРОС: Образовано новое министерство. Какие изменения это принесет в здравоохранение и в социальную сферу? ОТВЕТ: Структура нового министерства и подчиняющихся ему служб может дать серьезный эффект для всей системы управления социальной сферой на федеральном уровне. В министерстве происходит абсолютно четкое разделение основных функций: выбор политики, соответствующее нормативное оформление этой политики и подготовка необходимых нормативных актов, включая постановления правительства и федеральные законы. Это, конечно же, задача министерства - разработка стратегии развития. Это масштабные проекты, и они могут быть реализованы в том случае, если у нас есть не только наличие политической воли, не только понимание того, что нужно сделать прежде всего, но и те люди, которые этой работой должны заниматься в каждодневном режиме. ВОПРОС: Каковы основные направления работы министерства и подотчетных...

Образовано новое министерство. Какие изменения это принесет в здравоохранение и в социальную сферу?

- Структура нового министерства и подчиняющихся ему служб может дать серьезный эффект для всей системы управления социальной сферой на федеральном уровне. В министерстве происходит абсолютно четкое разделение основных функций: выбор политики, соответствующее нормативное оформление этой политики и подготовка необходимых нормативных актов, включая постановления правительства и федеральные законы. Это, конечно же, задача министерства - разработка стратегии развития. Это масштабные проекты, и они могут быть реализованы в том случае, если у нас есть не только наличие политической воли, не только понимание того, что нужно сделать прежде всего, но и те люди, которые этой работой должны заниматься в каждодневном режиме.

Каковы основные направления работы министерства и подотчетных ему служб?

- Важной группой вопросов являются вопросы, связанные со сферой услуг в области здравоохранения и социального развития. На сегодняшний день мы имеем дело с ситуацией, когда имущественная часть лечебных учреждений, учреждений социального обслуживания населения является государственной или муниципальной. Но, между тем, эта модель в управлении сферой оказания услуг, эта модель финансирования медицинской помощи в Российской Федерации не является оптимальной. Но это не означает, что такие учреждения будут приватизировать. Нет, не будут. А вот расширить самостоятельность этих организаций в части управления средствами, которые они получают от оказания медицинской помощи, в том числе бюджетными средствами, расширить полномочия по введению более эффективных систем оплаты труда и по организации лечебного процесса необходимо.

У нас впервые появилась возможность создать единый надзорный орган в области качества лекарственных средств, доступа к лекарственным препаратам, с ценами на лекарственные препараты, и вообще с лицензированием фармдеятельности. Это Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Поэтому вопрос качества медицинской помощи, лекарственных средств, социального обслуживания, безусловно, становится одним из важных элементов в работе министерства. Следующий надзорный орган - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая создается на базе службы по санитарно-эпидемиологическому контролю. Вместе с тем, она получает функции, ранее принадлежавшие Госторгинспекции, это и контроль за рекламой, а также функции, присущие некоторым структурам МПС РФ, это контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на транспорте.

Отдельной, весьма важной является тема, связанная с регулированием трудовых отношений. Для этих целей создана специальная служба, она стоит немного особняком, потому что в ней фактически сейчас сконцентрированы, сосредоточены сразу две функции. Это, с одной стороны, надзорная функция, а с другой стороны, функция по оказанию услуг. Это Федеральная служба по труду Российской Федерации. Когда мы говорим о надзорной функции, то полномочия этого надзорного органа - это полномочия инспекции по труду, которая ранее существовала в структуре министерства труда и социального развития. И здесь огромный, большой опыт работы, начиная от контроля за реализацией законодательства по труду, включая вопросы, связанные с своевременностью выплаты заработной платы, защиты интересов граждан в вопросе условий труда или норм, регулирующих трудовую деятельность, ну и одновременно с этим очень важная задача, функция, связанная с техникой безопасности, связанная с условиями труда, поскольку от этого напрямую зависит и вопрос пенсионного обеспечения, ну и ряд других смежных вопросов.

Кроме этого, конечно же, одна из важнейших задач этого ведомства связана с выполнением комплекса мероприятий в связи с наличествующей в Российской Федерации безработицей. Конечно, за последние годы уровень безработицы снизился, но все же в целом, безработица продолжает оставаться задачей, которая сводится не только к обеспечению выплат пособий по безработице и регистрации граждан, которые обращаются в службы занятости за получением пособия. Ну, и кроме этого, финансирование проведения так называемых активных программ занятости.

В каком состоянии вы получили от Минтруда данные программы?

- Мне не хотелось бы, чтобы тот ответ, который я вам сейчас дам, (я его дам честно), рассматривался читателями как признак того, что решения, принятые президентом, пока еще не начали реализовываться.

Но особенность реорганизации Минтруда заключается в том, что пока на сегодняшний день министерство де-юре существует, в виду того, что как в отношении этого министерства, так и в отношении ряда других федеральных органов исполнительной власти, таких, как ГТК, таких, как министерство по налогам и сборам, реорганизация окончательно не проведена. Она будет проведена в течение ближайшего месяца. Связано это с тем, что должны быть внесены соответствующие изменения законодательства.

Поэтому мы сейчас приступили к формированию организационной структуры нового министерства и агентств, служб, которые входят в состав социального блока. И инвентаризацию ситуации, связанной с выполнением целого ряда важнейших функций и задач, пока мы не проводили. У нас только начала работать ликвидационная комиссия министерства здравоохранения. Мы надеемся, что в течение ближайших нескольких недель будет окончательно решен вопрос сроков ликвидации министерства труда и социального развития, и мы проведем внимательную инвентаризацию состояния дел на этом участке работы.

Но для руководства страны, в первую очередь для президента, вопросы, связанные с занятостью, являются, конечно, одними из приоритетов. И поскольку одним из заявленных приоритетов является борьба с бедностью, то вполне понятно, что трудоустройство людей, которые потеряли работу, их переобучение, их переподготовка, стимулирование бизнес-сообщества, стимулирование предприятий и организаций к созданию рабочих мест, это, конечно, одна из абсолютно приоритетных задач.

Мы видим в качестве направления, в котором нам предстоит работать, в основном две подзадачи. Во-первых, это оказание помощи тем гражданам, которые не в состоянии о себе уже сами позаботиться, это прежде всего, люди старшего поколения. В отношении них будет проводиться политика, направленная на социальную защиту, на создание более эффективных механизмов финансирования тех социальных льгот, которые существовали до настоящего времени. Подчеркиваю, не отмены, а более эффективного механизма финансирования этих льгот.

Что касается лиц в трудоспособном возрасте, безусловно, основная задача здесь - создать такие стимулы в экономике, которые бы позволяли повышать заработную плату, тем самым поднимая уровень доходов основной части работающих граждан, включая и бюджетников.

Что необходимо предпринять в области миграционной политики, учитывая большое количество граждан ближнего зарубежья, приезжающих в Россию на заработки?

- Это очень важная тема, что в Российской Федерации на сегодняшний день довольно большое количество граждан из других стран приезжают в поисках работы. Это, в общем-то, неплохо, потому что есть такие регионы, где существует дефицит рабочей силы, которые по своему географическому положению, развитию инфраструктуры, квалификации кадров, культурному, образовательному потенциалу населения, которое проживает, являются весьма привлекательными.

Единственное, о чем сейчас идет речь, чтобы сделать процесс миграции управляемым, во-первых. А вторая задача сводится к тому, чтобы мы не только управляли процессом миграции на этапе, когда мы даем разрешение на привлечение рабочей силы, но и оценивали бы результаты. Очень часто граждане, которые приезжают работать, даже в том случае, если они регистрируются, не являются занятыми, принятыми на работу и не работают в тех условиях, в которых работают обычно российские граждане. Речь идет и о выплате заработной платы в легальной форме, речь идет об уплате социальных налогов, речь идет о социальном страховании, медицинском обслуживании и так далее. Поэтому здесь мы предполагаем через какое-то время выйти к государству с достаточно важными инициативами, которые позволят нам хотя бы сделать первый шаг в направлении контроля за этими процессами.

Нелегалов гораздо больше, чем легальных работников. Почему не внедрить такую программу, позволяющую привлекать наших же соотечественников из других регионов на какие-то работы? Насколько наши граждане готовы перемещаться в поисках работы?

- Вы знаете, есть ответ на вопрос, который может вам дать чиновник высшего ранга, а есть ответ на вопрос, который вам может дать человек, понимающий истинные причины того, почему люди, как правило, не идут. Если уж называть вещи своим именами, то, конечно, привлечение в качестве рабочей силы иностранных рабочих в целом ряде случаев существенно дешевле, потому что этот человек, являющий гражданином другой страны, как правило, соглашается работать в заметно худших условиях, нежели россиянин.

Россиянин прежде, чем вы предложите ему работу, предложите ему переехать из одной территории в другую, задаст сам себе вопрос: где я буду жить? Где будут учиться мои дети? Кто и каким образом обеспечит социальное, медицинское и, если хотите, другое обслуживание? В этом смысле иностранные рабочие, конечно, являются более дешевой рабочей силой. Кроме всего прочего, у нас очень малоподвижное население в Российской Федерации, потому что дорогое жилье, потому что жилье строится в недостаточном объеме. И переезд человека с одного места на другое всегда сопряжен с ломкой привычного уклада. Возникает вопрос, что делать с престарелыми родителям, которые живут рядом с молодыми, которые вдруг по каким-то причинам приняли решение переезжать. При этом часто складывается такая ситуация, когда пожилые люди - пенсионеры поддерживают молодых, а часто складывается ситуация и прямо противоположная. И переезд молодых людей куда-то от стариков, это очень серьезный шаг, это чрезвычайно болезненно для всех.

Но в сельской местности, в маленьких городах и поселках или же нет совсем работы или платят за нее копейки. Будут ли приняты какие-то программы или они уже существуют по привлечению людей в другие регионы, где нужны рабочие руки, с большей зарплатой?

- Такая практика в России есть, мы собираемся ее продолжать. Это, прежде всего, в депрессивных регионах организация общественных работ. Именно это обеспечивает, хотя временно, но все-таки занятость и возможность людям в регионах, где сегодня очень низкое предложение рабочих мест, трудоустроиться. Кроме всего прочего, это развитие инфраструктуры связи, инфраструктуры дорожного сообщения, это всегда очень важный фактор, который влияет на привлекательность данного региона для последующих инвестиций.

Поэтому мы здесь предполагаем только два направления: государственное участие в создании рабочих мест по такой схеме или в результате каких-то других инвестиционных программ, а в некотором случае по финансированию программы по строительству новых предприятий за счет капитальных вложений предприятий, относящихся к сфере медицинской промышленности. И кроме всего прочего, еще раз повторяю, это - стимулирование на создание новых рабочих мест теми предприятиями, которые на сегодняшний день работают, и теми инвесторами, которые намерены такого рода предприятия создавать.

Депрессивные регионы с отрицательной тенденцией занятости обусловлены нерациональным распределением производительных сил. Распределение производительных сил формировалось и было создано в том виде, в каком оно сейчас существует, десятилетия назад, когда создавались крупные оборонные предприятия, производственные комплексы.

Если люди где-то жили, и, как правило, жили неплохо с точки зрения бытовых условий, эти бытовые условия создавались крупным предприятием оборонного комплекса, которое сейчас не смогло адаптироваться к новым условиям.

Вот из-за этого все так и лихорадит.

Реформы в конечном итоге затрагивают положение человека. Поэтому, когда иногда говорят, что мы могли бы шагнуть пошире, то это "шагнуть пошире", вообще говоря, предполагает оценку возможности населения этот более широкий шаг пережить и к нему адаптироваться. Для этого у человека должно быть либо время, либо финансовая возможность. Поэтому никакой шоковой терапии не будет ни в одной из сфер, включая реформу жилищного хозяйства, включая реформу здравоохранения, организацию здравоохранения, социальной сферы.

А пенсионная реформа?

- В пенсионной системе никаких рывков, никакого шока не было. Никаких сбоев в индексации пенсий, никаких сбоев в выплате пенсий. Теперь заметьте, мы уже на сегодняшний день сформировали резервы пенсионной системы, которые превышают 100 с лишним миллиардов рублей. Начав формировать резервы для финансирования накопительной части, мы ухудшили положение сегодняшних пенсионеров, но и какого-то серьезного напряжения там нет. Значит, более того, мы в качестве приоритетной программы сейчас выдвинули медицинское страхование неработающего населения.

Да, мы вводим новый контур пенсионной системы, который основан на накопительных принципах, мы сделали довольно широкий шаг вперед.

Так мы этот шаг соразмерили, шагнули, посмотрели, сколько у нас есть денег для того, чтобы не уменьшить наши обязательства, а самое главное чтобы иметь возможность повышать пенсии. Теперь нам говорят: нам очень важно снизить налоговую нагрузку. Мы согласны, что это важно. Потому, что люди полагают, что если снизить налоги, то они вправе рассчитывать, что работодатели повысят заработную плату.

Соглашаясь с этой логикой, мы говорим, давайте снизим на 10% ставку налога на фонд оплаты труда в первом интервале от 0 до 100 тысяч. Но тогда в связи со снижением объема поступлений в Пенсионный фонд, у нас потенциально возникает еще больший дефицит, а как нам быть в этом случае? И мы начинаем искать варианты, потому что не может только федеральный бюджет целиком взять на себя этот вопрос.

Поэтому распределение денег бюджета тоже компромисс. Это компромисс, потому что нужно говорить о реформе вооруженных сил. Это компромисс, потому что нужно проводить в перспективе реформу жилищно-коммунального хозяйства, которая требует тоже дополнительных расходов. Нам надо проводить реформу бюджетной сферы в части повышения заработной платы бюджетникам. Вот когда мы все приоритеты выпишем, выяснится, что вот на ту задачу, которую мы берем, может она покрыть дефицит, направить вполне конкретную сумму.

Поэтому, когда сейчас правительство выносит этот пакет в Госдуму, оно фактически предъявляет свое видение этого компромисса. Если окажется, что Дума, общественность скажут: "Знаете, это не тот компромисс. Мы готовы завтра отказаться от этого, от этого и от этого. Но тогда в другом направлении у нас - приоритет большего снижения налогов или, например, более высоких темпов формирования накопительной части пенсии". Мы должны услышать этот сигнал. Вот в этом и смысл принятия решения в условиях демократического общества.

Как вы считаете, новые предложения правительства по пенсионной реформе не ущемят ли права некоторых категорий граждан?

- Давайте попробуем сопоставить два варианта расчета пенсий с накопительной частью и без нее. Есть два человека (старше и моложе 50 лет), которым в течение года (при одинаковой заработной плате) на лицевой счет в Пенсионном фонде России (ПФР) было перечислено по 40 тысяч рублей. В выписке из ПФР у более молодого человека было указано 40 тысяч рублей, в том числе накопительная часть - пять тысяч рублей, у старшего - просто 40 тысяч рублей. Допустим, потом в течение года они не работали.

По прошествии этого года у более старшего эти 40 тысяч были проиндексированы в соответствии с ростом заработной платы в РФ и капитал этого человека вырос примерно на 12 тысяч рублей, продолжил Зурабов.

"У второго человека, - сказал министр, - за этот же год из 40 тысяч 35 тысяч также проиндексированы в соответствии с ростом заработной платы, например в 2002 году на 30,6% (в результате получилось 45,6 тысячи). А пять тысяч были проинвестированы и доход по ним оказался 15%. Таким образом, этот человек на пять тысяч получил прибавку 600 рублей. Если сложить результаты, то получится, что эта сумма меньше, чем у человека, не имевшего инвестиционной составляющей лицевого счета.

В ближайшие годы страховая часть пенсионных накоплений более молодых граждан будет расти медленнее, чем у людей более старшего возраста. Это будет происходить потому, что в ближайшие годы рост заработной платы и доходы пенсионной системы будут в среднем превышать уровень инвестиционного дохода. Это особенности этого этапа развития экономики.

Когда моделировалась пенсионная система, мы не рассчитывали на немедленный эффект. Мы говорили о том, что накопительная часть начинает давать серьезный эффект после того, как рынок профункционирует пять, шесть, десять лет, и это касается в первую очередь молодых. Не исключено, что через 10 лет может сложиться ситуация, когда рост заработной платы будет составлять 2%, а инвестдоход может составить 12%.

Теперь мы предлагаем при сохранении страховой части, добровольно накапливать и инвестировать дополнительные средства. Помимо денег, которые уже сейчас лежат у государства, вы можете 4% от своей заработной платы добровольно с предоставлением вам льготы по подоходному налогу (с этой суммы вы не будете платить подоходный налог) отдать некой коммерческой частной организации. Это может быть негосударственный пенсионный фонд. Мы, вообще, предусматриваем возможность и в Пенсионный фонд РФ направить эти дополнительные 4%.

По этой схеме пенсионные сбережения граждан будут расти с темпом более высоким, чем раньше - на 10-12% в год.

Когда будут введены отраслевые системы оплаты труда, которые разрабатывались прежним министерством труда и социального развития в замен Единой тарифной сетки?

- На этот вопрос пока я ответа вам не дам. Мы очень внимательно изучаем сейчас вопрос об оптимальных путях совершенствования заработной платы бюджетникам. Проблема в том, что в соответствии с принятым в прошлом году законом о разграничении полномочий между РФ и субъектами Федерации, вопрос, связанный с финансированием зарплат бюджетников, работающих в учреждениях, относящихся к компетенции субъектов Федерации, регулируются законами самих субъектов.

Профсоюзы в этом случае говорят: "Если вы сейчас снимете с себя гарантии, которые на сегодняшний день определены этой самой системой ЕТС и должностных окладов, то переход к отраслевым системам оплаты труда приведет к тому, что минимальных гарантий в области оплаты труда не будет ни в отраслях, ни в субъектах".

И дискуссия, которая шла в течение предыдущего периода, и протесты, которые высказывали профсоюзы, были связаны именно с этим.

Они не возражают перейти на любую другую систему оплаты труда, но говорят: "Запишите, что вот в этой отраслевой системе оплаты труда зарплата не может быть ниже определенного уровня". Тогда это означает, что Федерация берет на себя гарантии по заработной плате в отношении лиц, работающих в учреждениях, относящихся к компетенции субъектов федерации. Это не вопрос, какая система оплаты труда лучше, это вопрос того, как разграничить ответственность в области заработной платы между федеральным центром и субъектами Федерации. Вот это должно быть одним из предметов серьезного обсуждения и поиска компромисса, точно так же, как мы сейчас обсуждаем в отношении оптимального распределения обязанностей, касающихся социальной поддержки.

Сейчас минимальные гарантии определены ЕТС. Так что человек, имеющий определенный разряд, не может получить заработную плату ниже этого уровня.

Вот что такое отраслевые системы, потому, что они дают возможность с учетом специфики ситуации, которая складывается в конкретном регионе, найти возможность привлечь квалифицированные кадры. С другой стороны люди говорят: "А где наши минимальные гарантии?". Это конфликт между выбором и гарантиям.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала