"В частности, одной из задач исследования было выяснить, насколько полно изымается рента в условиях нового законодательства", - сказал РИА "Новости" сотрудник "Экспертной экономической группы" Виктор Субботин, принимавший в среду участие в "круглом столе" в Высшей школе экономики.
"Расчетный налог на прибыль составляет $8,5 с тонны. Фактически компании платят только $2,7 за тонну", - сказал Субботин. Компании используют разные схемы для минимизации налогов, в частности, продают нефть аффилированным структурам по заниженным ценам, пояснил эксперт.
Другие налоги - ресурсные платежи, экспортная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), по словам Субботина, собираются наиболее полно.
"После реформы произошел сдвиг в сторону большей собираемости налогов. Общая нагрузка снизилась, но отдельные виды налогов, например, ресурсные платежи выросли в три раза. Реформа достигла своей цели", - считает эксперт.
Специалисты проанализировали цену на нефть на внутреннем и внешнем рынке, структуру налоговых платежей и высчитали, что у компаний после уплаты налогов остается $38,5 - $43,5 с тонны нефти. Несобираемая рента с одной тонны нефти, по оценкам Субботина, может варьироваться в пределах от $2,9 до $17,7.
"Если смотреть на нижнюю границу, то с учетом погрешности расчетов несобираемая рента равна почти нулю. По благоприятной оценке она может доходить до $6 миллиардов в год. Правительство хочет изъять $3 миллиарда - это средняя величина", - указал Субботин.
В то же время сам эксперт считает, что из нефтяного сектора изымается практически вся рента. "Если правительство хочет изымать больше, то нужно перенести акцент на газ и алюминий", - сказал он.