В сообщении отмечается уязвимость железнодорожного транспорта в плане террористических проявлений, поэтому вопрос жесткого контроля за обеспечением безопасности инфраструктуры транспорта является приоритетным направлением в деятельности "РЖД".
В 2002 году на оснащение техническими средствами защиты объектов транспорта было израсходовано около 70 миллионов рублей, в 2003 году - около 380 миллионов рублей, в текущем году предполагается выделить 496,7 миллиона рублей.
В частности, порядка 50 миллионов рублей будет выделено на усиление технической защищенности объектов Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги, являющейся одним из наиболее проблемных направлений. В электропоездах будут поэтапно установлены системы видеонаблюдения. Машинисты и их помощники смогут следить за пассажирами электричек и пресекать преступления. Также системы планируется установить и на Московской железной дороге.
В последнее время в ОАО "РЖД" придается большое значение обучению железнодорожников практическим навыкам выявления, предупреждения и пресечения возможных терактов. Так, в 2003 году было проведено 4 тысячи 730 совместных учений работников железных дорог и правоохранительных органов, в которых было задействовано свыше 58,8 тысяч железнодорожников.
В 2002-2003 годах количество террористических актов на объектах железнодорожного транспорта возросло. Большинство терактов происходит на Северо-Кавказской дороге, а лидером среди субъектов остается Чечня и соседствующие с ней регионы - в 2003 году там было совершено 15 терактов.
В сентябре 2003 года произошел взрыв электропоезда "Кисловодск - Минеральные Воды", в результате которого погибли четыре человека и 47 получили различные травмы, а в начале декабря произошел взрыв вагона электропоезда на том же перегоне Подкумок - Ессентуки (погибло 45 человек, 171 пассажир был госпитализирован с различными ранениями).
Кроме того, железнодорожники и работники милиции регулярно сталкиваются с анонимными звонками о заложенных в зданиях вокзалов или вагонах поездов бомбах. В 2003 году было зафиксировано 610 подобных телефонных сообщений. Наибольшее количество сообщений (более 62%) поступало в отношении транспортных объектов, находящихся в оперативном обслуживании Московского УВДТ.