"Позиция Федерального дорожного агентства заключается в том, что без привлечения частных инвестиций решить огромную задачу дорожного строительства будет очень сложно", - сказал Насонов.
Он напомнил, что ФДА разработала концепцию "Национальные программы модернизации и развития автомобильных дорог РФ до 2025 года", в которой большое место уделяется возможностям привлечения частных инвестиций в дорожное хозяйство.
Насонов сообщил, что концепция, в частности, предусматривает увеличение сети автомобильных дорог общего пользования с нынешних 899 тысяч километров до 1,5 миллиона километров и значительное увеличение среднесуточной скорости движения автотранспорта. Сегодня этот показатель в России составляет около 300 километров в сутки, в Европе - тысячу километров в сутки.
Руководитель ФДА сообщил, что концепция национальной программы должна быть внесена в правительство на рассмотрение 6 мая.
Выступивший на конференции директор департамента ФДА Николай Серегин отметил, что концепция исходит из того, что объемы частного финансирования должны поэтапно расширяться и достигнуть не менее 15-20% от общего финансирования расходов на строительство и эксплуатацию дорожных объектов. Для управления этими средствами ФДА предлагает создать негосударственный фонд развития дорожной отрасли /НФРДО/.
Со стороны государства, по словам Серегина, в структуре фонда будет сформирован попечительский совет. В его состав могут быть включены представители правительства на уровне вице-премьера, министры и их заместители.
"Основная задача Попечительского совета - согласование вопросов финансирования проектов из бюджетных средств с частными инвестициями, а также законодательная поддержка данных проектов", - сказал Серегин.
По его словам, концепция предусматривает две фазы развития системы привлечения частного капитала. На начальной фазе (2004-2006 годы) планируется финансирование дорожных проектов, требующих ограниченных объемов инвестиций и имеющих средние сроки окупаемости - до 5 лет, низкие риски и приемлемую ликвидность. В частности, сообщил Серегин, предусматриваются портфельные инвестиции фонда в облигации дорожного займа или ценные бумаги ФДА, обеспеченные госгарантиями, портфельные инвестиции фонда в акции высокодоходных предприятий дорожной отрасли, а также портфельные и прямые инвестиции в объекты дорожного сервиса, в проекты, связанные с концессиями на содержание автомобильных дорог и в проекты платных дорог.
На второй фазе (2005-2015 годы) предусматривается финансирование крупномасштабной программы строительства и модернизации автомобильных дорог, мостов и тоннелей, сообщил Серегин.
По его словам, в качестве механизма финансирования ФДА предлагает использовать наиболее распространенный в международной практике тип партнерства государства и бизнеса - концессии.