"31 апреля в 14.00 в конференц-зале Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке пройдет пресс-конференция, посвященная серии недавних открытий, сделанных сотрудниками музея в ходе подготовки к 150-летнему юбилею ГТГ", - отмечается в документе.
Из него следует, что начались открытия летом 2003 года, "когда в ходе ремонтных работ во дворе галереи у стены северного флигеля, являющегося частью приобретенного Третьяковыми в 1854 году дома в Толмачах, были обнаружены фрагменты скелета мелкого млекопитающего".
После комплексного изучения находки ученые установили: это скелет кошки преклонного возраста, пролежавший в земле с конца 1870-х годов.
"Последовавшие затем исследования неопровержимо доказали, - говорится далее в документе, - что речь идет о кошке, принадлежавшей семье Третьяковых. Открытие опровергает бытовавшее ранее мнение о том, что Третьяковы держали только котов, и вносит существенный вклад в наши представления о личности создателя галереи".
Самым лакомым кусочком для журналистов, ценящих факты и только факты, является сообщение о том, что реконструкция найденного животного "займет важное место в мемориальной экспозиции, которая откроется в залах Инженерного корпуса в начале 2006, юбилейного года".
Однако значение сделанного открытия, подчеркивают авторы пресс-релиза, не исчерпывается документально-архивным и мемориальным аспектами.
"Сравнительный анализ представил бесспорные свидетельства того, что именно кошка семьи Третьяковых изображена на картине Николая Шильдера "Искушение" 1856 года, положившей начало собирательской деятельности Павла Михайловича, - продолжают искусствоведы. - Рентгенологический анализ знаменитой картины Василия Перова "Чаепитие в Мытищах" (1862, ГТГ) показал, что первоначально на месте стоящего на земле саквояжа также находилось изображение кошки. Изменение, внесенное в композицию, и дальнейшее полное отсутствие изображений кошек в работах художника Перова вносит новый аспект в оценку творчества основателя передвижничества".
На основе анализа других шедевров из коллекции национальной галереи ученые пришли к выводу, что кошка Третьяковых является потомком в четвертом либо пятом колене животного, изображенного в шедевре Павла Федотова "Сватовство майора" (1848, ГТГ). А четырежды правнучка упомянутой кошки запечатлена в не менее знаменитом произведении Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем" (1918).
"Все это проливает новый свет на историю взаимоотношений Третьякова с художниками и вносит существенные коррективы в представления о путях развития русской живописной школы, - заключают искусствоведы. - В настоящее время идут дальнейшие исследования в этом направлении, и нас наверняка поджидают новые неожиданные находки. В частности, высказано предположение, что именно это животное послужило натурой Виктору Васнецову при работе над картиной "Иван Царевич на Сером волке".
Другое важное открытие ученых из ГТГ, согласно документу, относится к области ономастики: "Анализ неопубликованных воспоминаний современников Третьякова позволил определить имя кошки как "Муся", однако более глубокая графологическая экспертиза и привлечение дополнительных источников дали его новое прочтение. Кошку Павла Михайловича Третьякова звали Муза, и она действительно сыграла роль музы русской живописи".
Наконец, в конце приглашения тем, кто уже был готов внести пресс-конференцию в свои планы на апрель, посулили совместить полезное с приятным, заверив, что "желающие смогут приобрести котят, по прямой линии происходящих от этого исторического животного", но и предупредив, что число котят ограничено.
Корреспондент РИА "Новости" почуял подвох, вспомнив, что дата 31 апреля - это примерно то же самое, что хрестоматийное "35 мартобря". Сотрудник пресс-службы ГТГ Татьяна Юдкевич, чьему перу и принадлежит документ, приняв поздравления с 1 апреля, по телефону заверила РИА "Новости", что уже в течение дня 2 апреля в Третьяковку поступали звонки от журналистов, выразивших готовность сообщить о серии открытий "граду и миру".
Правда, не исключено, что статьи и тексты телепередач, освещающих научную сенсацию, придется отдавать на визу директору галереи Валентину Родионову: именно им была дана санкция на распространение в СМИ первоапрельского пресс-релиза.