Всего четыре дня в Центре современного искусства "М'АРС" демонстрируется коллекция работ современных художников, которая, по замыслу инициаторов проекта, поможет возродить "лучшую из столичных галерей - "Манеж".
Именно так в интервью РИА "Новости" художник Игорь Камянов - организатор выставки "Ближний круг" - охарактеризовал пострадавшую от пожара 14 февраля галерею современного искусства. Имена в элегантной экспозиции - громкие и значимые для всех, кто всерьез относится к искусству России ХХ века: Наталья Нестерова, Леонид Баранов, Татьяна Назаренко, покойный Гариф Басыров.
Когда инициатор благотворительной акции обратился к коллегам с просьбой пожертвовать свои работы на основание новой коллекции галереи, никого уговаривать долго не пришлось. Как рассказал Камянов, отказов не было.
Набралось более сотни картин, рисунков и скульптур от 60-ти художников Москвы.
"Сегодня много говорится об утрате знаменитой кровли Манежа - творения Бетанкура, о бесценной архитектуре Бове, о том, что сгорели творения художников театра, - подчеркнул Камянов. - И лишь немногие вспоминают, что сгорела и великолепная коллекция современного искусства, собранная в галерее - символическом для художников Москвы месте". Однако выставку, изначально задуманную как собрание даров, директор галереи Ирина Мелешкевич превратила в изысканный и продуманный показ "своих" мастеров, явленных в программных работах.
Помимо произведений, прибывших из мастерских, экспонируются и те, что уцелели при пожаре: по словам Камянова, "мажорно-трагически" выглядят полуобгоревшие картины, отвоеванные у огня.
В целом выставка дает пример того, как в одном пространстве мирно уживаются очень разные индивидуальности: одна картина словно поддерживает другую. А при переходе из зала в зал "словно совершаешь прогулку по реке современного искусства во всех его проявлениях", заметил организатор проекта.
Манеж хорошо знаком поклонникам прекрасного: на протяжении полувека в нем проходили самые масштабные и шумные выставки, коллективные (от всесоюзных до международных) и персональные (достаточно вспомнить Илью Глазунова). Однако в последнее десятилетие москвичи и туристы ценили Центральный выставочный зал "Манеж" еще и за возможность приобщиться к новейшим веяниям в искусстве. Это происходило как на огромных ярмарках - "Арт-МИФ" (в переводе с английского - Московская международная ярмарка искусства) и "Арт-Манеж", так и в залах небольшой, но весьма заметной на арт-небосклоне столицы галереи "Манеж".
Здесь регулярно выставлялись художники, которых причисляют к "актуальным", но и называют "прижизненными классиками". Как иначе следует относиться к плеяде живописцев и скульпторов, в 60-80-е годы потрясавших устои, а сегодня входящих в коллекции самых престижных музеев - от Третьяковки до парижского Центра Помпиду и МОМА (Музей современного искусства, Нью-Йорк). В их числе - нынешние экспоненты Андрей Красулин, Ирина Старженецкая, Андрей Волков, Ольга Булгакова.
Не уступают семидесятникам коллеги помоложе: Наталья Заровная, Владимир Брайнин, Ирина Затуловская, Семен Агроскин, Лев Табенкин, Владимир Башлыков, Николай Наседкин, Александр Суворов - номинант Госпремии-2003. Вокруг "Манежа" собрались и те, кто еще не достиг громкой славы, но пользуется авторитетом в профессиональной среде: Михаил Тихонов, Елена Утенкова, Кирилл Александров, Борис Марковников, Надежда Крестинина и многие другие.