ВЕДУЩИЙ: Добрый день, коллеги, начинаем
пресс-конференцию. Мы собрались накануне открытия Третьего съезда Всероссийской
Общественной организации Ассамблеи народов России. Это самая крупная
многонациональная организация, созданная в соответствии с концепцией
государственной национальной политики. Главной целью предстоящего форума,
предметом его обсуждения станут самые актуальные проблемы межнациональных
отношений. Накопленный опыт консолидации многонационального российского
общества. И сегодня пойдет речь о, пожалуй, самых острых и болезненных проблемах
нашего общества, проблемах взаимоотношений народов России. Так, кому же на Руси
жить хорошо? Какой национальности? Имею честь представить нашего гостя, главного
участника пресс-конференции. Председатель Совета Ассамблеи народов России, член
Совета Федерации Рамазан Абдулатипов. Рамазан Гаджимурадович, Вам слово,
пожалуйста, прошу.
АБДУЛАТИПОВ: Кому на Руси жить хорошо, на этот вопрос
отвечал уже Президент. Вы помните, когда он встречался в Татарстане, и когда ему
сказали, что татарам плохо в Башкирии. Он развернул этот тезис, и сказал: "А
разве русскому легче в Татарстане? Или башкиру легче в другом месте?" И
так далее. То есть, Президент фактически дал оценку вообще нынешнему состоянию
межнациональных отношений, что ни в одном регионе ни один человек по
национальному признаку не чувствует себя уютно. И это очень большая проблема.
Потому что с экономическими вопросами мы как-то, может быть, разберемся, многие
другие вопросы по нашим традициям народ наш будет терпеть. Но таковы наши
традиции. А дискомфорт национальных чувств люди как раз терпят. Это все
накапливается, и завтра это проявляется в разных вариантах, начиная от
национал-сепаратизма, этно-политического экстремизма, и кончая недовольством,
доведенным до терроризма порой. Поэтому эта проблема очень актуальная для нашего
общества, но мы всегда считали, что национальными проблемами не надо заниматься.
Даже куратор в правительстве по национальным проблемам, когда к нему министр
заходил, он говорил, идите, мол, отсюда, если не будет Вашего министерства, то
никаких проблем не будет. То есть, такой именно подход. Если Вы помните, у нас
делались такие выводы, что "национальный вопрос решен полностью", в 30-е годы
написали, "полностью и окончательно", написали в 70-е годы. "Полностью
окончательно и бесповоротно" - написали в 82-м году. И национальный вопрос
появился из-за поворота. То есть, если мы этим не занимаемся, то этой сферой
занимаются экстремисты, проходимцы, провокаторы. И сегодня тоже мы считаем, что
национальной проблемы у нас фактически нет, у нас демократия, а следовательно
этой свободой и демократией пользуются многие люди для того, чтобы провоцировать
межнациональные конфликты, вражда, и так далее. Поэтому общественная организация
- это одна из немногих организаций России, потому что у нас национальные
организации создаются по однонациональному признаку. То есть то, что раньше
нельзя было делать, слава Богу, делается. Есть 12-14 федеральных национальных
культурных автономий, есть около 350 региональных национальных культурных
автономий, есть конгрессы. Но это однонациональные организации. Я даже когда
встречался с Президентом, я сказал: "Владимир Владимирович, у нас вообще
получается как-то парадоксально. У евреев есть свои олигархи, у армян есть своих
олигархи, у азербайджанцев есть свои олигархи. У Ассамблеи народов России нет ни
одного олигарха". Потому что это многонациональная организация. Казалось бы,
организация, которая соответствует полностью нашему обществу и нашему
государству. И эта организация, как правило, никем не поддерживается. И поэтому
мы считаем, что мы занимаемся нужным делом. Я Вам должен сказать, что касается
государства. Вот, посмотрите, я просто написал: уничтожен фонд национального
возрождения народов России". Это то, что за последние 5 лет сделано, например.
Распущена комиссия по реализации концепции государственной национальной политики
правительства России. Отброшен план правительства по реализации концепции
государственной национальной политики. Ликвидирован Миннац. Убрана строка
федерального бюджета о финансировании национальной федеративной политики.
Отброшены идеи разработки программы этно-культурного развития русского народа.
Замотали и выбросили программы (неразборчиво) народов. Проблема малочисленности
народов отдана Минэкономики, где они занимаются чисто экономическими вопросами,
и эта сфера вообще этнической катастрофы малочисленных народов. Все на
поверхности. Но, вместе с тем, нас выручает единственное сегодня, это авторитет
Президента. То есть, под прикрытием этого авторитета как бы нет сегодня тех
острых конфликтов. Все ожидают, что будут приняты конкретные меры, и эти надежды
оправдаются. Но уже из национал-сепаратизма, из-за которого мы возмущались,
которым мы были заняты с начала 90-х годов, начало тысячелетия - это уже
возбуждение другой крайности, национал-шовинизма. Это всегда так бывает.
Закономерность. Маленькие (неразборчиво) быстрее собираются, компонуют свои
идеи, быстрее их выражают, а большой народ собирается медленнее. Поэтому эта
проблема, она есть. Конечно, есть министр в правительстве. Он делает то, что он
может. Но как можно на такую страну, где 160 народов, 89 субъектов, тысяча
проблем, одного министра без портфеля, и у него работают 7 или 11 человек. Это
чистая демонстрация того, что мы якобы занимаемся этой проблемой. Бытовой
национализм. Он господствует почти везде. И на Кавказе, и в Поволжье, и в
Москве, и в Ленинграде, и так далее. Национализм сегодня господствует в рядах
российской армии. Тысячи случаев. Хотя, сегодня в армии, вот у меня есть данные,
около 30%, это уже не русские, представители не русских народов. И мало кто этим
занимается. Когда был Кулаков в политуправлении Министерства обороны, он был
заместителем председателя Ассамблеи народов России. Мы проводили десятки
программ, в том числе, школы дружбы народов для армейских коллективов. Пришел
Азаров, он стал тоже заместителем председателя Ассамблеи народов России, мы
продолжали эту работу. Сегодня никто не хочет работать. Армейские коллективы -
это только посадить в тюрьму. А офицеры отвечают, офицеры сами это проявляют.
Люди страдают даже не столько от людей других национальностей, а страдают больше
от правоохранительных органов. Мы не должны не замечать, что наша страна
превращается в страну массового нарушения прав человека по национальному
признаку. И русских, и не русских. Это проблема такая. Если в одном месте
обижают один народ, в другом месте это изливается на судьбах и жизнях других
людей. У нас же везде многонациональная страна. Поэтому мы хотим это
беспокойство выразить, но вместе с тем мы за эти годы создали Дом народов
России. Мы все ж-таки восстановили, собрали Библиотеку народов России. Это при
Ассамблее. Мы создали Музей национальной политики, тоже при Ассамблее.
Фактически это музей дружбы народов, скажем так. Мы наладили Школу дружбы
народов, она проводится в разных регионах. У нас в 25 регионах работают
ассамблеи народов. Вот, мы сейчас объявили съезд. Вы понимаете, людей развратили
наши партии богатые, которые собирают деньги и оплачивают каждому, кто едет в
Москву. А мы специально объявили, что мы не оплачиваем. У нас нет таких денег. В
Саха-Якутию выезжает делегация из 12 человек. Из Бурятии выезжает делегация во
главе с вице-премьером, из Самары выезжает делегация, из Саратова выезжает
делегация во главе с вице-премьерами, министрами, и так далее. В 72 регионах
работают региональные организации Ассамблеи народов России. Люди хотят жить
нормально. Люди хотят жить, как люди. Используя многонациональный потенциал, и
не противопоставляя друг другу. Регионы действительно уникальную работу
проводят. Финансировали в Оренбургской области, в Саратовской области на
национальные программы больше, чем федерации в целом. Люди поняли, что надо
обеспечивать стабильность. Без этого не будет никакой экономики. Даже на фоне
трагедии в Чечне, на фоне взрывов, терактов. Мы никаких уроков не делаем. Более
того, каждый террористический акт, за этим следует массовое преследование людей
по национальному признаку. И следовательно, мы накачиваем вот эту
межнациональную вражду. Никакой работы после террористического акта, которая бы
действительно была бы направлена на поиск выявления и привлечения к суду
террористов. Нет, наоборот. Создается коллективный стереотип, под которым может
спрятаться любой бандит. Поэтому я еще раз говорю, что мы активизировали работу.
Я был министром национальной политики, и сегодня я председатель Ассамблеи
народов России. Лично для себя, я более эффективно работаю, чем когда я бы
министром. Я был ограничен определенными "можно", "нельзя", и так далее.
Огромный потенциал. Возможности для работы есть, люди готовы работать, и
поддержка есть со стороны многих регионов. Но дело единственное в том, что если
губернатор понимает и проводит работу - хорошо. Если никто не проводит, а,
наоборот, провоцирует межнациональные конфликты - тоже ничего. Пусть работают.
То есть, никто не отвечает. За провокации не отвечают, за разжигание не
отвечают, за взрывы, и так далее, никто не отвечает. И получается, что как бы
народ не защищен. И в этой ситуации каждая нация убегает в свою пещеру,
замыкается, потому что не чувствует защиту в многонациональности. Поэтому мы
собираем этот съезд. Я еще раз подчеркиваю, что съезд будет обозначать эти
проблемы. При этом мы всегда заявляли, что Ассамблея народов России не может
быть в оппозиции к власти. Если мы представляем народы России, мы не можем быть
в оппозиции, потому что мы должны в любом случае работать. И в этом плане тоже у
нас есть предложения, у нас будет обращение на имя Президента с конкретными
предложениями. Ассамблея народов России, когда Владимир Владимирович стал
Президентом, составила доклад "О национальном самочувствии народов России.
Состояние и перспективы национальной политики". На 72 страницах. При этом 32
пункта выделены, что надо делать в ближайшее время. Мы это отдали в
администрацию Президента. Я еще раз подчеркиваю, что мы будем работать
независимо от того, будет нас кто поддерживать, или не будут нас поддерживать.
Потому что это наша работа, наше отечество. И мы не должны быть равнодушными к
этой сфере, к самочувствию другого народа. Мой старый тезис: от самочувствия и
перспектив русского народа зависят перспективы и самочувствие всех остальных
народов. И наоборот тоже. Если целые народы на грани если не физического, то уже
социально-нравственной гибели, это говорит о состоянии не этих народов, это
говорит о состоянии нашей совести, если рядом гибнут народы. Вот, на днях
Караулов показывал, около 80% в одном из национальных округов пьют с 9-10 лет.
Уже около 80% среди детей и молодежи алкоголиков. Это не только трагическая
музыка Караулова. Я соприкасаюсь с такими фактами. И никто этим не занимается.
Никому это не поручено, чтобы этим был занят хоть кто-нибудь в государстве. Я
говорю, если вы ничего не можете, назначьте хотя бы для виду, чтобы люди видели,
куда обращаться. Мы же создали хартию Гражданские права народов России.
Назначьте хотя бы человека, который прослеживал бы и докладывал. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, если нет возражений приступим к вопросам.
ВОПРОС:
(неразборчиво)
АБДУЛАТИПОВ: Ну, во-первых, мы тоже часть этого общества.
Государство и так отдало русскую проблематику в руки крайних сил. Вот, как в
Чечне было, отдали судьбу народа в руки мятежников, примерно также и отдается
судьба русского народа. Обязательно должен быть шовинист, обязательно должен
быть нацист, чтобы говорить по этим проблемам. Я когда пришел министром, мы
создали Департамент, комитет по культуре и развитию русского народа. После меня
пришел (неразборчиво), ликвидировал. У нас старый тезис, что проблемы
национальных меньшинств - это не русские проблемы. Поэтому мы оставили русский
народ с расплывчатым национальным самосознанием. Государство этим как бы и не
занимается. Вот, в субъектах федерации, в Татарстане, Башкортостане, народами
занимаются, начиная от президента, кончая всеми. Народы, которые там живут. А
русскими все занимаются и вместе с тем, никто не занимается. Русская проблема,
она даже шире, чем национальная проблема в понимании таком, как мы понимаем
национальные проблемы меньшинств. Она шире, потому что это состояние общества.
Это состояние государства. Это социальное самочувствие, культурное самочувствие,
это роль, которую играет русская нация. Поэтому сейчас мы, будучи уже
беспомощными, вместе с губернатором Оренбургской области Чернышевым, и
Саратовской области, Аяцковым, Ассамблея народов России готовит программу
этно-культурного развития русского народа, где мы рассматриваем исторические
традиции, культуру, и так далее. Я уже от беспомощности написал книгу, вот
сейчас она выходит. Называется "Мой русский народ". Другого выхода у меня нет,
понимаете? Тысячи проблем. Вот, я приезжаю в Рязанскую область, встречаюсь с
людьми. Я говорю: "Вы занимаетесь этими проблемами?". И он говорит: "Занимаемся.
У нас живут татары, мордва живет, чеченцы сейчас живут". Я говорю: "Русские
живут в Рязанской области? - А что такое русские? Почему Вы спрашиваете?" Я
говорю, не надо эту проблему расшатывать. Проблемы национального самосознания,
традиции, обряды, это на чем замыкается вообще национальное сознание человека.
Оно должно быть обеспечено, это база. Если даже есть трудности в стране с точки
зрения национальных проблем, их надо объяснять, разъяснять, показывать культуру
и традиции. Я уехал в Сирию после Нового года, потому что дальше уже по
телевизору, я уже не мог жить в стране. С утра до ночи Алла Пугачева, Киркоров и
Распутина. Ну, кругом у нас аншлаг. А фильмы, которые мы сняли про тувинцев, про
народы Кавказа, по народам севера мы сняли несколько фильмов, мы их не можем
пробить ни на одну программу. Ну, у нас же есть государственные программы. Я не
говорю, что это все, но это хоть кое-что, Вы понимаете. Национальная
проблематика - это проблема комплиментарная. Это Гумилев еще говорил. То есть
важно достаточно много комплиментов. Нация собирается вообще по комплиментарному
признаку. Потому что мы друг друга понимаем, мы друг друга хвалим, наша культура
такая, нам нравится эта песня. То есть, на этой основе мы собираемся. Когда меня
спрашивают, какая у меня любимая певица, некоторые смеются надо мной, мои
сыновья особенно. Кадышева. Потому что это уже мое, понимаете. Мы смеемся над
советским народом. Мы свергаем слово "россиянин". Один из писателей пишет, что
это чуть ли не ругательное слово. От слова "Россия". Какое еще слово можно
придумать ближе к России? То есть, надо собирать эти созидательные кусочки
национальной памяти, из них выстраивать здоровое национальное самосознание.
Русского человека вообще как бы выгнали из дома, понимаете. Вместо того, чтобы
обустраивать свой дом, его настроили, вот, езжай, Казахстан бери,
обустраивай Казахстан, бери обустраивай горы езжай, вместо того, чтобы
обустраивать свой дом, свое село, кладбище сельское. Ориентации должны быть
созидательные, собирательные. Русский народ даже не может на себе нагрузку нести
имперской нации. Русский народ устал от этих империй разных. Как бы с одной
стороны он и самый главный, и вместе с тем на него нагружают все. А потом его и
свергают. Нужно менять эту идеологию. Нужно менять эту политику, нужно менять
формы и методы работы.
"ЭЛИТА РОССИИ": Все проблемы сегодня сводятся к тому,
что отсутствует государственная идеология…(неразборчиво)
АБДУЛАТИПОВ: Вы
знаете, даже те форумы, которые мы проводим, мы объясняем их суть и ценность, мы
ничего не объясняем людям. Мы принимаем законов кучу, и выбрасываем их на
общество, совершенно не подготовленное для восприятия этих законов. Я не хочу
отвечать за остальные сферы, я там, может быть, не очень понимаю. Что касается
сферы национальных отношений, федеративной политики, эта идеология четко
сформулирована и в конституции, и в концепции национальной государственной
политики. Четко. Это демократическая национальная политика. Это федеративная
демократия. Четко, по пунктам все это написано. Ну, одно дело написали и
положили, а потом все выбросили. Сейчас начали кампанию якобы за обновление
государственной национальной политики. Я спрашиваю: вы сколько процентов
выполнили, прежде чем обновлять? Обновлять надо в программах. Концепция, пускай
она вычисляется, в принципе, и по направлениям деятельности. Вот, есть она,
готовая идеология. Ну, никто же ее не читает, никто ее не пропагандирует, никто
не собирает на основе… Ассамблея народов России взяла за основу своей идеологии
концепцию государственной национальной политики. И второе. Если кому-то удалось
прочитать, вот, я написал 28-го августа, в "Российской газете" была большая
статья. Называется "Создание российской нации, проект для 21-го века". Мы же
написали первые строки Конституции. По моим проблемам это мы, многонациональный
народ России, состоящий из самобытных народов, вместе с тем, жизнеспособный, как
единый народ, как нация. То есть, нация, этнос, который компонует за счет своего
богатства и раскрытия своих возможностей нации государства. По моей сфере я
знаю, что делать, я знаю, как делать, идеология есть. Я не могу сейчас за Грефа,
за Чубайса. Я просто там не понимаю многие вещи. А здесь, там, где я понимаю, я
Вам могу расставить все это. Я выступал в Вашем журнале, об этом я говорил.
Есть. Но мы хотим какую-то такую одну идеологию, годную для всех сфер и для всех
людей. Такой идеологии не будет никогда больше. Но вот для этой сферы, для
национальных отношений, для федеративных отношений, пожалуйста, есть идеология.
Дело в том, что мы же не соблюдаем все это. Россия, писали еще в прошлом веке, в
России никогда не было плохо с идеями. Все приключения в России начинаются
тогда, когда их начинают реализовывать. Непоследовательность. Никто ничего не
придерживается. Можно написать на тысячи страницах концепцию национальной
идеологии, но завтра придет начальник один, и скажет вам выбросить это. Все.
Нужны другие традиции. Если мы договорились о чем-то, надо идти и реализовывать
не свои амбиции, а эту программу, согласованную с обществом, со всеми
структурами, и так далее. Федеративный договор мы два года согласовывали. А
10-летие федеративного договора когда отмечали, кроме моей кафедры никто не
вспомнил. Провели конференцию, выпустили книжку. Никто. Приходит советник
Президента и говорит, это все в прошлом, это все выбросить надо. А если завтра,
через 10-20 лет возникнет еще один кризис, и Вы призовете всех, давайте, сядем,
договоримся, они вам скажут, что больше вам не доверяют, потому что вы тот
договор выбросили. Я не говорю следовать тому дню. Я говорю, уважение проявить к
тому, что мы уже достигли. Показать, что мы умеем договариваться, мы умеем
соблюдать договоренности, мы уважаем историю, и идем дальше. Без этого не
бывает. Без традиции не бывает семьи, ни организации, ни народа, ни государства.
Это основа.
ВОПРОС: …организована по национальному признаку. В основе
национальных конфликтов все-таки лежит религиозные взаимоотношения.
АБДУЛАТИПОВ: Это разные вещи.
ВОПРОС: Речь идет о
федерации…
АБДУЛАТИПОВ: Это конфессиональные отношения. Религия и нация - это
совершенно разные сферы. Где-то соприкасаются, да. Но если мы их начнем замыкать
в одно, то мы не справимся с ними вообще. В нации есть и верующие, и неверующие.
В нации есть люди различных вероисповеданий. И когда мы их замыкаем в одну кучу,
это мы делаем комплимент в адрес ваххобитов, для который вообще нации не
существует, культуры не существует. Существует одна идея, которая в его
понимании фанатичная. В религии очень осторожными надо быть вообще. Поэтому ее
как бы отделили от государства. Вместе с тем я не вижу, чтобы она была отделена.
По-моему, наоборот, религия не отделена, а нация как бы отделена от государства.
Другая крайность получается.
РУССКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ РАДИО: Какая, по Вашему
мнению, должна быть линия национальной политики третьего тысячелетия? Какие
конкретные меры должны приниматься, чтобы они не оставались тезисами на бумаге,
а действительно их могли ощутить люди, живущие в нашей стране, и как избежать
проблемы укрепления национального самосознания, и вместе с тем не вызвать
национальной розни, чтобы один народ…(неразборчиво)
АБДУЛАТИПОВ: У нас как
правило национальные проблемы боятся, и боятся проблемы проявления национальной
самобытности. Даже в созидательном плане. Поэтому зачастую национальная
самобытность проявляется в крайних формах. Не как вызов собственному развитию
утверждения самобытности, а как вызов против другого. Боязнь постоянно
присутствует в этой сфере, и если я не буду кричать на другого и свергать его,
то он меня свергнет вместо того, чтобы создать демократический механизм защиты
национальной самобытности. Два принципа существует в этой сфере. Это учет
самобытных интересов, паритет этих интересов в регионе, в городе, в стране.
Потому что есть конкретные интересы развития культуры, языка, традиции. И второе
- партнерство по их реализации. В многонациональном государстве ни один интерес
не может быть реализован сам по себе без партнерства с другими. Значит, нужно
создавать режим партнерства. У нас этого режима нет. Национальная самобытность
свергается. У нас вообще во всех бедах, даже развал Советского Союза,
получается, якобы народы виноваты. Вот, я читаю книги, народ никакого отношения,
по большому счету, к этому не имеет. Дело в том, что многие экономические и
политические силы пошли под знамена уже. Им придали окраску этнополитическую.
Другая совершенно проблема. Поэтому возможности есть. Режим демократический.
Терпение надо иметь. Надо огромную работу для того, чтобы повернуть национальное
самосознание в созидательное русло, что развитие нашего народа - это раскрытие
потенциала всех народов, или ни одного. Без этого нет развития. Вот, я даже
здесь написал, сегодня ехал: от национализма до нацизма один шаг. Это
утверждение своего превосходства и самоутверждение в чужом ничтожестве.
Утверждение своего превосходства в чужом ничтожестве. Вот, Вы свое превосходство
в унижении другого утверждаете? А модель такая подсказывается: только за счет
свержения и унижение другого якобы Вы можете самоутвердиться. Это лагерная
психология. В лагере только утверждается личность, когда унижают другого,
опускают другую личность. Вот ты тогда становишься паханом. Это совершенно
другая сфера. А психология работает лагерная.
ВОПРОС: (неразборчиво)
АБДУЛАТИПОВ: Когда Подгорного сняли с работы, председатель Верховного совета
СССР был, Расул Гамзатов был членом президиума Верховного совета. И когда он
приехал в Дагестан, у него спрашивают: "За что сняли Подгорного?" Он отвечает:
"Я человек горный. Откуда я знаю, за что Подгорного сняли?"
ВОПРОС:
(неразборчиво)
АБДУЛАТИПОВ: Что касается Чечни, мы там говорим о том, что
даже на фоне трагедии Чечни власть во многих местах не вывела из этого уроки для
активизации национальной государственной политики. Один из тезисов. Второй
тезис, который там есть о том, что восстановление власти, выборы, это все
хорошо. Должна быть специальная программа постконфликтного строительства, куда
входит не только восстановление зданий, учреждений, дорог, но и восстановление
человеческой души, налаживание контактов, не допускать дальнейшего ослабления.
Вы понимаете, что такое Ассамблея народов России по сравнению с Первым каналом
телевидения? Это ничто по мощи своего влияния. Если Вы каждый вечер садитесь к
телевизору, и вы встречаете нашего героя и антигероя с той стороны, чеченца,
который почему-то все время говорит с грузинским акцентом. Значит, человек,
совсем не понимает, что такое Кавказ, когда фильм снимался, и вы с этим идете
каждый день. Убили молодого парня, 17 лет. Да, Вы возмущаетесь, какие негодяи.
Но Вам же не говорят всю правду. То есть, что мы формируем? Вы почитайте книги
Проханова, где с той стороны одни бандиты. Но так не бывает. Если бы была бы
виновата только одна сторона, конфликт так долго не продолжался бы. Так сказано
у классиков. Так нельзя относиться. Это наши граждане. Это наша страна. Значит,
нужно что-то по-другому делать. Если даже показывают бандитов, значит, нужна
другая схема. Не обязательно его противопоставлять с русским, а другую схему
найти. По другому показателю. Это то, что касается Чечни. А второе, мы
предлагаем Президенту и правительству программы, в том числе, этно-культурного
развития народа, по реабилитации коренных, малочисленных народов, восстановление
школ дружбы народов. Мы предлагаем строительство Домов дружбы народов во всех
субъектах федерации, организовывать там вечера, традиции, конференции, и так
далее, и так далее. Огромная работа государства. Мы не говорим, что надо
восстанавливать Миннац. Но должен быть государственный орган, который управляет
этими процессами, который наблюдает за этими процессами, который экспертизу
проводит, в конце концов. Мы издали закон об экстремизме. Ну и что дальше? В суд
приходят материалы, оскорбили такую-то национальность. И приходят газеты, 25 кг.
И это все приносят ко мне на кафедру. Дайте экспертизу в течение такого-то дня,
и если вы дадите неправильно, мы вас посадим. Я прошу профессора, чтобы тот дал
заключение суду. Я один раз могу попросить человека. Второй раз что я должен
делать? Почему этот профессор должен работать неделю? Ему ни копейки за это не
платится. То есть, нет системы экспертизы. Мы сейчас возбудили много дел по
экстремизму, по национальному, в том числе, а экспертизу кто дает? Даже этого в
стране нет. Я говорю, что должен быть орган. Вот, вчера только вышла книга
"Этнополитология". И таких работ очень много в разных регионах. Прекрасные
ученые. И ничего не находят. По Кавказу я собрал конгресс кавказоведов. 87
докторов наук, специалисты по Кавказу. Я их спросил: "Поднимите руку, кого
спросили за все эти годы, что делается на Кавказе?" Кроме тех трех, которых я
спрашивал, когда я был министром, больше никто руки не поднял. Ни в одной сфере
так не бывает. Почему-то в этой сфере одни специалисты и ни одного специалиста.
ВОПРОС: (неразборчиво)
АБДУЛАТИПОВ: Исламофобия не то что существует.
Она живет и процветает. Если бы существовала бы, мы еще справились бы с этим.
Более того, я считаю, что даже вокруг хороших инициатив Президента по
сотрудничеству с исламской конференцией, развернули целую кампанию по
исламофобии. В центральных газетах, на телевидении. Вот, я не понимаю таких
людей. Если даже кто-то против, где-то воюют с мусульманами. Но присутствие
России наоборот же, казалось бы, помогло бы, это оказывало бы влияние. Даже
через Россию можно было как-то действовать по снижению этого противостояния на
Ближнем Востоке, и так далее. А как ответная реакция идет фанатизм исламский,
который ничего общего с исламом вообще не имеет. Потому что фанатик - это
невежественный человек. У пророка написано: "Бойся невежественных". Это главный
тезис. И у второго пророка Муххамеда написано: "Человек, который идет за
знаниями, за наукой, опережает того, кто идет за молитвой". Почему бы эти тезисы
не использовать, не просвещать общество, не направлять это в созидательное
русло? Управлять, командовать не надо. Но государство обязано влиять.
Государство должно знать, какая проповедь будет в центральной мечети сегодня, в
пятницу, завтра. Потому что это вопросы безопасности. О како проповеди власть
говорить что ей так хотелось бы. Я не говорю, что надо проповеди утверждать. В
Эмиратах все проповеди утверждаются Министерством юстиции. Я этого не требую.
Надо советоваться, взаимодействовать, и так далее. Ислам и православие. Они
очень близки друг другу. На нас перекочевало вот западная теория, что ислам -
это и есть терроризм, автоматически стало нашим достоянием. Потому что Запад
колонизировал исламские страны. В начале 20-го века 94% населения исламского
было в колониальной зависимости западных держав. И любая самодеятельная борьба
объявлялась как исламский терроризм. И этот тезис сегодня нам тоже внедряется.
Когда был Примаков, я почти уже подписал о создании исламского университета
закон. Совместно с государством. А у нас сейчас 20 университетов работают в
некоторых аулах. Уровень Вы можете себе представить? Адаптированность к
современному миру Вы можете себе представить? Я наоборот считаю, надо создавать
университет 7-летним обучением, давать современное образование плюс духовное
образование. Без этого не будет прогресса. Ислам будет радикализироваться, если
его не адаптировать. А радикальный ислам - это опасность для всех.
Фундаментализм есть в любой религии. Сатанистов хватает. У каждой религии есть
свои сатанисты. Ислам - это демографически активная часть. В 2000-м году каждый
4-й житель уже будет в мире мусульманином. От этого никуда не денешься. Потому
что надо адаптироваться быстрее.
РИА "НОВОСТИ": Модно очень четко, коротко
сформулировать все-таки первоочередные шаги, которые должно сделать государство,
чтобы активизировать национальную политику. И вот Вы заговорили об органе. Что
это за орган, и куда он должен входить?
АБДУЛАТИПОВ: Как сказал бы
Черномырдин, у нас работают все ненужные органы. Нужные органы у нас как правило
ликвидируют. Таковы наши традиции. Я всегда спрашиваю, какие у нас главные
проблемы в стране. Национальные и молодежные. Какие министерства были
ликвидированы? Национальное и по делам молодежи. Все. Автоматически вопрос ясен.
Я не знаю, какой орган. Это не моя проблема. Но проблема управления в этой сфере
есть. Нужны конкретные программы. Не просто болтовня. Программа развития
русского народа. Одно дело общероссийская программа. Русские в Краснодарском
крае и в Красноярском крае, это не одни и те же русские по субкультурным
признакам. Нужны разные программы. Но при этом должна быть общероссийская
программа, которая объединяет общие идеи. Нужны программа постконфликтного
строительства, не в Чечне даже, а на Кавказе в целом. Не только Северный Кавказ.
Как мы собираемся дальше жить, если Абхазия, Грузия, эта проблематика будет. Мой
старый тезис: между Закавказьем и Северным Кавказом есть большой кавказский
хребет. Но между проблемами Закавказья и Северного Кавказа никаких хребтов нет.
Значит, нужно заниматься всем Кавказом. Я такие предложения дал Президенту по
Кавказу. В частности, я предложил создать комитет кавказского урегулирования на
паритетных основах, создать верхового комиссара по кавказскому урегулированию.
Прослеживать, докладывать, поэтапно идти к решению проблемы, искать, что можно
решить общими усилиями. Ни одна же проблема на Кавказе не решена. Ни одна.
Каждый изображает себя победителем и накапливает силы для продолжения конфликта.
А мы наблюдаем и говорим… То есть, я могу Вам очень долго перечислять это все.
ВОПРОС: (неразборчиво)
АБДУЛАТИПОВ: Дорогие друзья, не нужно каждый день
предлагать что-то новое. Надо вернуться к концепции государственной национальной
политики, которая обществом воспринята, народами воспринята, и начать ее
реализацию. Была комиссия правительства по реализации. Нету этого. Значит, нужна
комиссия. Был план реализации общефедеральный. Нету этого плана. Были программы
по реализации. Этих программ нет. Был орган, который за это отвечал. Органа нет.
Были СМИ, - нет. Было финансирование, - нет. Поэтому Ассамблея делает то, что
она может. Не от хорошей жизни мы начинаем разработку программы этно-культурного
развития русского народа. Потому что власть не делает. Мы делаем это вместе с
губернаторами двух областей. И такие шаги, то, что мы можем делать. Мы эту
работу проводим. Мы бы более успешно ее проводили, если бы была поддержка. Я об
этом говорю.
ВОПРОС: Что нужно сделать, чтобы были изменений
законодательства, и чтобы этой проблемой на федеральном уровне занимались?
АБДУЛАТИПОВ: Спасибо. Даже мне мои друзья тоже говорят, что это никому не
надо. Я говорю, что мне это надо. Даже некоторые говорят, что я якобы за
кавказцев пекусь. Я говорю, вот у меня на сердце 160 ран, образно выражаясь.
Потому что 160 народов. И еще неизвестно, какая рана самая глубокая. У нас
должна болеть душа за отечество. Поэтому мы этим занимаемся. Но Вы совершенно
правильно говорите. Я же Вам говорил, что Вы можете написать национальную
идеологию на тысяче страницах, апробирование примите обществом. Завтра придет
один начальник, и скажет это убрать. Вот беда нашего государства. А сегодня
Президент как бы дает сигналы в общество, прекрасные слова говорит о
многонациональном народе. Но я человек старого воспитания. Если бы генсек
выступил в Татарстане и сказал бы это, на следующий день весь отдел, все бы
работали по разработке программ реализации, и так далее. А здесь до лампочки
всем все. Вот этот вызов не то, что от меня, от моей Ассамблеи, вызов, который
от Президента идет, никто не отвечает.
ВОПРОС: Как Вы думаете, возможно ли в
нашей стране изменить законодательство?
АБДУЛАТИПОВ: Каждый говорит о
своем. Вот, сейчас Зорин, Тишков, давайте перепишем эту концепцию. Я говорю,
оставьте концепцию. На основе концепции сделайте закон о правовых основах
национальной политики в Российской Федерации. Зачем вы переписываете концепцию,
будоражите все и вся? Более того, выпускается их совместная статься человека,
который не перечисляет даже принципы концепции. Получается какая-то топорная
работа. Мы же 6 лет обговаривали эту концепцию вместо того, чтобы принять закон.
И второе. По законам сегодня будет принято то, что опять скажут. Не то, что
отработано в обществе, Но скажут тоже не то, как сказано было, а то, как поняли.
Я еще раз говорю, что Президент за 4 года фактически не допустил ни одной
ошибки. Даже высказываний минимум, по сравнению со многими другими. Но если
Президент держит эту позицию, это уже программа. Единственная фактически такая
многонациональная организация собирает свой съезд народов перед президентскими
выборами. Я вчера звонит Миронову, он говорит, что поддерживает, но уезжает в
Красноярск. Надеемся получить приветствие от Президента. Президент встречается с
еврейским конгрессом, армянским конгрессом, башкирами, татарами. А со всеми
многонациональными народами никто не находит времени встретиться. Мне утром
звонят зав секретариатом Назарбаева…(неразборчиво) То есть, я еще раз говорю,
что возможности есть. Мы считаем, что главная беда национальной политики России
заключается в том, что она всегда проводилась властью. Вот, меня гонят с разных
сторон несколько лет. Давайте мы сохранимся кК институт гражданского общества.
Власть пусть помогает. Но как только я вхожу туда, то мной будет командовать
начальник (неразборчиво). Без этого ничего не будет. Но чем менее
демократическое общество, чем больше требуется поддержка властей. Таковы
механизмы власти и общества. Будут смотреть, пришло приветствие Абдулатипову на
съезде, значит, нужно будет работать немножко. А если вдруг Президент придет,
все губернаторы скажут: "Какой же я дурак, я не поехал на этот съезд". Вот
психология наша. А если вдруг затеряются эти приветствия? Это трагедия. Нельзя
так. То есть, мы должны работать с властью, и будем работать с властью. Но
полной зависимости от власти мы тоже не хотим. Мы хотим свой потенциал
использовать для укрепления дружбы народов, для развития народов России. В этом
смысл вообще этой организации. 5 лет я пробиваю участок в Москве для
строительства Дома народов России. При том, ни одной копейки ни у кого не
просим. Я еду, "Макдоналдса" вчера не было - сегодня стоит на углу. Я им говорю:
"Ребята, а как вы умудряетесь? Я не могу 5 лет получить. Мы хотели вот здесь, а
вы уже "Макдоналдс" построили". Остальной разговор я не передаю. И так ясно. Вы
знаете, в советское время один старый еврей разбрасывал листовки на Красной
площади. Когда подбирать начали, чистые листовки, ничего не написано. Почему? И
так все ясно.
"ЭЛИТА РОССИИ": (неразборчиво)
АБДУЛАТИПОВ: Девушка,
Комисарову передайте, чтобы Вас на месяц передали ко мне. Потому что вы второй
раз уже демонстрируете господствующие стереотипы. Они невежественные. Это
господствует во всех наших книгах Вы понимаете, это такая глупость, что
Башкортостан по национальному признаку, а Рязанская область по какому признаку?
Ну, почему Вы считаете, что там нет русских? Дорогая моя, в Рязанской области
этнический фактор больше представлен, чем в Башкортостане. Отбросьте эту
глупость. В Рязанской области такие же живые люди, как и башкиры в
Башкортостане, если вы хотите. Нет таких образований, это глупости. На каждой
территории компактно проживают определенные национальности. Это и территория,
регион, это и национальность, которая там живет. Почему принято, что русские -
это якобы уже не национальность? Вот эту глупость надо отбросить. Я доктор наук
85-го года, ЦК КПСС, и то пересмотрел свои точки зрения. Демократия, равный
учет, равные представительства, уважение величайшее друг к другу, знать то, что
ты будешь развиваться успешно, если другой тоже будет развиваться успешно, а не
самоутверждение в чужом ничтожестве.
ГАЗЕТА "ТРУД": (неразборчиво)
АБДУЛАТИПОВ: Мы с тобой об этом говорили. Ты был у меня с
Татьяной…
ВОПРОС: (неразборчиво)
АБДУЛАТИПОВ: …проектировали, создали
национальные газеты. Ну, понимаете, для этого нужны деньги. У нас нет денег для
этого. Найти деньги, считай, что ты назначен главным редактором и работай. У
каждого есть свои олигархи. Армяне издают что-то, азербайджанцы… Нужна
общенациональная газета, которая объединяла бы общие идеи. Я об этом говорил
Примакову, я об этом говорил Черномырдину. Как только отрабатывали, вот-вот
должно выйти, их в отставку посылали. Я Президенту об этом написал, о том, что
нужна такая газета. Нет возможностей. Бюллетень же издаем "Народы России",
издаем, выпускаем периодически. Значит, и газета может. Будем искать деньги. Все
равно прорвемся. Надо активизировать свою деятельность. Надо не молчать, пока
вас не начнут по национальному признаку тащить за угол. Любого потащат, все
равно, рано или поздно. В Германии тоже думали, что будут бить всех остальных. А
кого побили? Понимаете? Национализм пожирает. Сначала он пожирает как бы чужие
клетки, когда они кончаются, он переходит на свои клетки и пожирает с большим
аппетитом. А мы наблюдаем, правильно, так им и надо. Как один говорил в Дума:
"Понаехали сюда". Я говорю: "Дорогой мой, Сергей Николаевич, я понаехал сюда
после того, как ты 200 лет назад туда понаехал. Не надо было ехать туда. Я
приехал по той дороге, которую ты растоптал. Если бы ты не приехал, приехали бы
из Тегерана, и мы сейчас были бы в Тегеране все. Все идут по той тропе, которая
растоптана". Империя имеет свои негативные последствия. Она привязывает к себе
все народы, которые потом, по языку, по традиции примыкают, и заезжают сюда, как
алжирцы заполонили Париж. Если бы французы не поехали бы и не заполонили Алжир,
не приехали бы они сюда. Думать надо, прежде чем ехать куда-то. Вот поехал
на курорт, познакомился, потом она к тебе и приезжает. Не надо было ехать.
ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, думаю, выражу единое мнение о том, что состоялся очень
интересный, содержательный разговор. Если, возвращаясь вот к главному вопросу,
"кому на Руси жить хорошо", тогда получается, как это не прискорбно, никому".
14:18 27.02.2004
(обновлено: 21:47 05.06.2008)
Пресс-конференция Р. Абдулатипова в пресс-клубе РИА "Новости" 26.02.2004
Читать ria.ru в