Экспозиция охватывает 80 лет российской фотографии, 120 авторских имен и включает 400 снимков, которые являются лишь малой частью собрания музея.
Этой выставкой Музей фотоколлекций, основанный Юрием Рыбчинским и Эдуардом Гладковым, отмечает свое десятилетие.
В 1993-2003 гг два фоторепортера-энтузиаста создавали коллекцию советской и русской фотографии. Проведя семь тематических выставок, они решили собрать воедино страницы истории советской и постсоветской отечественной фотографии, пояснили РИА "Новости" кураторы выставки.
"Основная идея выставки-ретроспекции - показать преемственность развития фотоискусства, несмотря на политические и исторические преграды", - подчеркнул Юрий Рыбчинский.
По его словам, собиратели желали представить фотографию как особый вид творчества со множеством жанров, показать формирование фотографического видения и слияние фотографии с современным искусством.
История российского фотоискусства, с его легендарными именами, прослежена в широком историческом контексте. Именно так, по замыслу кураторов, можно "увидеть в развитии фотографии движение и смену стилей".
В названии "Фотоэстафета. От Родченко и до наших дней" подчеркнута отправная точка фотоистории СССР - ею Рыбчинский и Гладков считают 1920-е годы, "время Родченко".
Как отмечают кураторы выставки, они стремятся заново переосмыслить историю, складывая множество снимков, хрестоматийных и малоизвестных, в цепочки, где один стиль сменяет другой, не теряя глубинной взаимосвязи.
На эту идею "работают" десятки мастеров: фотохудожники 1920-х - Александр Родченко, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет, фотографы военных лет, представители соцреализма и "пикториального" стиля в фотографии.
Примером романтического отношения к запечатленной действительности Рыбчинский и Гладков считают карточки периода "оттепели", когда шло "освоение приемов съемки жизни врасплох".
Не менее романтической видится сегодня и неофициальная фотография 1970-80-х гг - к ней обращались и художники-нонконформисты Франциско Инфантэ, Игорь Макаревич, Владимир Куприянов, и "инаковидящие" профессионалы - Борис Савельев, Сергей Борисов и целый ряд их коллег.
Не оставлены без внимания кураторов выставки и фоторепортеры 1960-х гг, обладавшие особым почерком, ныне причисленные к классикам: Виктор Ахломов, Валерий Генде-Роте, Владислав Тарасевич, а также представители различных регионов СССР, от Прибалтики до Зауралья.
Создатели музея также отдали дань памяти бывшим коллегам Юрия Рыбчинского по журналу "Советский Союз": в этом издании, продолжавшем традиции легендарного "СССР на стройке", работали мастера фоторепортажа Георгий Зельма, Марк Марков-Гринберг, Виктор Руйкович, Евгений Халдей, Яков Халип.