Об этом в интервью РИА "Новости" сообщил глава российской делегации, первый заместитель министра по атомной энергии России Игорь Боровков.
По словам Боровкова, предстоят сложные переговоры, поскольку в отношении размещения нового реактора существует "патовая ситуация", так как три стороны: Россия, Евросоюз и Китай выступают за строительство ИТЕР на территории Франции - в районе Кадараш, а другие три стороны: США, Япония и Республика Корея выражают преференции в отношении японского района Рокассо-Мура.
Как отметил российский представитель, "на данном этапе переговоры по реактору нового поколения пока находятся на прежнем уровне, хотя любые переговоры - это шаг вперед в поисках компромиссных решений".
Для достижения прогресса в переговорах по ИТЭР, сообщил Боровков, российская сторона предложила строительство самого атомного реактора на территории одной из стран - Франции или Японии - а создание компьютерного центра по анализу работы ИТЭР международной группой экспертов - на территории другой из названных государств. В настоящее время это предложение Минатома РФ изучается участниками венских переговоров.
Как отметил первый замминистра Минатома РФ, с учетом слишком малого движения вперед на переговорах по строительству и размещению экспериментального реактора уже появились мнения некоторых участников переговоров об изменении формата и состава участников этого процесса. Однако, подчеркнул Боровков, Россия настаивает на сохранении всех участников переговоров, причем все эти участники должны обладать равными правами.
Касаясь высказывания министра по вопросам научных исследований и новых технологий Франции Клоди Эньере о том, что решение о реализации проекта строительства ядерного реактора нового поколения ИТЭР может быть принято в конце марта-начале апреля текущего года, Боровков сказал, что "пусть это высказывание останется на совести французского министра, которая, очевидно, слабо представляет себе всю сложность проходящих в Вене переговоров".
"Я бы не стал брать на себя смелость прогнозировать реальное время начала осуществления проекта по строительству и размещению международного реактора, хотя Россия прилагает максимум усилий, чтобы сдвинуть переговоры с мертвой точки", - отметил Боровков.