МОСКВА, 5 февраля. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Приобретение российским бизнесменом коллекции ювелирных произведений фирмы Фаберже, выставленной на продажу через аукционный дом Сотби семьей Форбс, может положить начало более широкому процессу возвращения в Россию ее искусства, находящегося сейчас за пределами страны.
Такое мнение в интервью РИА "Новости" высказал член Совета по культуре и искусству при президенте РФ, доктор искусствоведения, действительный член Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук Дмитрий Швидковский.
"Это, безусловно, одно из наиболее крупных возвращений в Россию произведений искусства, разными путями исчезнувших из страны в последние сто лет ее истории", - отметил искусствовед.
Особенно "приятное удивление", по его словам, произошедшее вчера в Нью-Йорке вызывает по контрасту с другой крупной покупкой недавнего времени, с которой сравнивают эту сделку.
Речь идет о приобретении другим российским бизнесменом футбольного клуба "Челси", что по цене вполне сопоставимо с суммой, выплаченной за коллекцию Фаберже, но "совершенно противоположно по смыслу".
Покупка работ Фаберже у Сотби выглядит знаковой и вселяет отрадные надежды, полагает Дмитрий Швидковский.
При этом историк искусства подчеркнул, что это не первый и не единичный, хотя и самый знаменательный, случай возврата в Россию ее ценностей.
"Все чаще на зарубежных аукционах российские граждане покупают произведения русского искусства и возвращают их в Россию", - отметил Швидковский.
Огромное количество произведений русского искусства, особенно ювелирного и иконописного, иными словами, церковного, ушло за рубеж в 1920-30-е годы, напомнил искусствовед.
В наиболее сильной степени, по его словам, эти потери коснулись искусства русских ювелиров. "Его утраты сопоставимы только с теми, что понесло архитектурное наследие страны", - сказал Швидковский.
"Как известно, первая советская пятилетка была оплачена именно произведениями русского ювелирного искусства, в том числе конфискованного у церкви: с икон сдирали драгоценные оклады, из храмов выламывали крупные фрагменты декора", - рассказал академик.
По современным оценкам, за рубеж было продано 90 проц русского ювелирного искусства и церковных сокровищ, напомнил искусствовед. В результате, по его словам, такие крупнейшие коллекции, как собрание работ фирмы Фаберже, находятся на Западе, а не в России.
"Хочется надеяться, что начинается обратный процесс - восстановление тех колоссальных утрат, которые произошли в искусстве России в начале ХХ века", - заключил Швидковский.