"Тай" - десятый месяц лунного индуистского календаря. А "пусам" - звезда, которая в этот месяц сияет на небе наиболее ярко.
Зародившийся в глубокой древности на юге Индии тайпусам в наши дни нигде не празднуется так бурно, как в странах ЮВА. Главное святилище малайзийских индуистов, например - Бату-кейвз /"Каменные пещеры"/ - готовится принять в этот раз около полутора миллионов посетителей и просителей.
Огромная серебряная колесница с богом Муругой, в которую запряжены священные коровы, уже завершила свое десятичасовое путешествие из Куала-Лумпура в Бату-кейвз и остановилась перед величественной каменной лестницей, ведущей наверх в пещеры. Позже мы поднимемся туда, но пока оглядимся вокруг.
Пространство перед лестницей забито десятками тысяч паломников. Чуть поодаль работают десятки цирюльников, помогая тем, кто дал обет в день тайпусама сбрить волосы на голове. Ведь в этот праздник Муруга обязательно поможет осуществить самое заветное желание всем тем, кто пришел поклониться ему и, конечно, принести ту или иную жертву.
Чуть просторнее у протекающей поблизости речки. Здесь собрались наиболее ревностные поклонники божества, которым предстоит нелегкое испытание. Введя себя в транс, одни из них протыкают себе насквозь щеки и язык миниатюрной копией серебряного копья "вел", которое вручила Муруге его мать, богиня Парвати, чтобы тот прогнал им злых демонов-асуров. Другим добровольные помощники прокалывают кожу спины десятками крючков, к которым прикреплены различные фрукты или кувшинчики с молоком.
Всем им предстоит подняться по 272 ступеням, ведущим в расположенные наверху пещеры. Двинемся туда и мы.
Давка на каменной лестнице такая, какой нет и в московском метро в часы пик. Здесь все на равных основаниях - и репортер, и бездетная мать, несущая в дар Муруге кувшин с вином, и шестилетний мальчик с аркообразной деревянной "кавади" на плече /он дал обет божеству поднять эту "жертву" наверх, чтобы поправился любимый дедушка/.
Льготы предоставляются лишь носильщикам так называемых "кавади-селеха", что переводится как "жертва-на-каждом-шагу". Они представляют собой металлические конструкции весом в несколько десятков килограммов, впивающиеся штырями в тело несущего их. Но рьяным поклонникам Муруги мало и этого: "кавади-селаха" снабжена десятками металлических цепочек, заканчивающихся острыми крючками, которыми протыкают кожу паломника.
Впрочем, не спешите жалеть приносящих жертву - все они находятся в трансе и боли пока не чувствуют. Она появится лишь наверху, в самих пещерах, освещенных заревом гигантских костров. Там враз обессилевший паломник валится на руки спутников, а те отпаивают его молоком и смазывают раны пеплом.
"Пока что в пещеры поднято 4 тыс 500 кавади, - рассказала журналистам председатель храмового комитета куала-лумпурского индуистского святилища Шри-Маха-Мариамман. - И мы полагаем, что всего в ходе нынешних праздников их число составит не менее 18 тысяч".
Что ж, остается только пожелать удачи всем тем, кто пошел ради исполнения своих заветных желаний на такие испытания, "жертвы-на-каждом-шагу" в самом прямом смысле.