Рейтинг@Mail.ru
Эксклюзивное интервью ректора Московской Консерватории Александра Соколова корреспонденту РИА "Новости" в Бразилии Владимиру Степанову в связи с подписанием договора об открытии школы Московской консерватории в бразильском городе Форталеза - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксклюзивное интервью ректора Московской Консерватории Александра Соколова корреспонденту РИА "Новости" в Бразилии Владимиру Степанову в связи с подписанием договора об открытии школы Московской консерватории в бразильском городе Форталеза

Читать ria.ru в
Эксклюзивное интервью ректора Московской Консерватории АЛЕКСАНДРА СОКОЛОВА корреспонденту РИА "Новости" в Бразилии Владимиру Степанову в связи с подписанием договора об открытии школы Московской консерватории в бразильском городе Форталеза. ВОПРОС: Александр Сергеевич, как родилась идея создания школы Московской консерватории в Бразилии? Каким будет ее статус? ОТВЕТ: Идея возникла из практики общения наших музыкантов с зарубежными коллегами. Это - не первый наш опыт. Во многих странах мира есть потребность воспользоваться опытом, который накопила Московская консерватория за 140 лет своего существования. Мы, со своей стороны, стремимся к тому, чтобы сделать достояние нашей национальной российской культуры достоянием культуры общемировой. И это - не просто высокие слова, это - так и есть, потому что выпускники Московской консерватории работают почти во всех странах мира, демонстрируя высокий профессиональный уровень. Именно поэтому, к нам довольно часто обращаются с предложениями,...

- Александр Сергеевич, как родилась идея создания школы Московской консерватории в Бразилии? Каким будет ее статус?

- Идея возникла из практики общения наших музыкантов с зарубежными коллегами. Это - не первый наш опыт. Во многих странах мира есть потребность воспользоваться опытом, который накопила Московская консерватория за 140 лет своего существования. Мы, со своей стороны, стремимся к тому, чтобы сделать достояние нашей национальной российской культуры достоянием культуры общемировой. И это - не просто высокие слова, это - так и есть, потому что выпускники Московской консерватории работают почти во всех странах мира, демонстрируя высокий профессиональный уровень.

Именно поэтому, к нам довольно часто обращаются с предложениями, подобными тому, с которым обратилась бразильская сторона - создать филиал, разработать совместную программу обучения, и т.д. Мы очень внимательно относимся к таким предложениям, но филиалами создаваемые учебные заведения не называем, потому что для Московской консерватории вопрос о статусе диплома является принципиальным - по нашему твердому убеждению диплом Московской консерватории должен выдаваться только в Москве.

- Вероятно, есть другие варианты статуса...

- Конечно. Мы рассматриваем самые разные формы передачи нашего опыта. Здесь важно создать условия для того, чтобы музыканты, подготовленные нами в русле наших традиций, смогли позже приехать в "alma mater" и там уже получить диплом Московской консерватории.

- В случае с Бразилией это будет музыкальная школа?

- Идея состоит в том, чтобы создать в Бразилии фундамент, подобный тому, на котором зиждется Московская консерватория. Сама по себе консерватория - это верхушка пирамиды. А ниже находятся средние учебные заведения, которые работают под эгидой Московской Консерватории и готовят для нее кадры. Именно такого рода среднее учебное заведение мы здесь и будем создавать. То есть мы хотим наладить то, чего в Бразилии пока не существует - систему профессионального детского образования. Только после того, как это произойдет, можно будет рассматривать вопрос о создании высшего учебного заведения, которое бы использовало результаты нашего совместного труда.

Так что, цель работы на нынешнем этапе - создать школу 10-летку по модели школы при Московской консерватории.

- В каких еще странах Московская консерватория участвует в подобных проектах?

- В данном аспекте мы очень хорошо продвинулись на восток. В Японии у нас есть договор о совместном образовании с одним из местных университетов. Причем, там - совершенно другая модель, не филиал и не школа. Там наша профессура участвует в учебном процессе и ведет обучение по методике Московской консерватории. Пока мы там преподаем скрипку и фортепиано и музыкально-теоретические предметы. После окончания четырехлетнего курса выпускники этого университета получают диплом и сертификат, подтверждающий, что они получили образование под эгидой Московской консерватории. Если они отобраны нашей комиссией, они имеют право приехать в Москву и поступить сразу на 5 курс Московской консерватории с тем, чтобы через год получить наш диплом. Сейчас там как раз заканчивается первый четырехлетний цикл, и мы посмотрим, какого качества музыканты к нам придут.

В Южной Корее у нас есть несколько проектов, но в силу финансового кризиса их реализация пока приостановлена. Там уже подготовлена программа, переведены учебные материалы. Надеюсь, что в ближайшем будущем мы сдвинемся с места.

Большую заинтересованность к сотрудничеству с Московской консерваторией проявляет Китай.

Особо хочу отметить проект создания школы в Париже, который в настоящее время находится в стадии активной разработки.

То есть, мы усматриваем здесь своего рода тенденцию, отвечающую времени.

- Как именно возник бразильский проект?

- Он возник по инициативе бразильской стороны. Сначала, как правило, это происходит неофициально, на личном уровне, зачастую как эмоциональный отклик от общения с нашими музыкантами. Далее эта идея развивается и выносится на обсуждение ученого совета Московской консерватории, который и принимает решение.

В данном случае таким нашим музыкантом стал профессор Московской консерватории Сергей Иванович Кравченко. Как исполнитель и педагог он неоднократно бывал в Бразилии, и именно от него исходили рекомендации начать диалог с бразильской стороной. И под его профессиональной эгидой и будет осуществляться этот проект.

- В бразильской школе обучение будет производиться силами российских преподавателей?

- Безусловно. Речь идет о своего рода "вахтенном методе", по которому наши преподаватели будут приезжать сюда на работу сроком минимально от двух лет и, возможно, выше. Причем, это будут педагоги с опытом работы с детьми, преподаватели Центральной музыкальной школы. На первом этапе здесь будут готовить скрипачей и виолончелистов, позже начнется работа с альтистами и контрабасистами. Таким образом, будет создан камерный струнный оркестр, которого здесь нет. Со временем можно будет добавить духовые инструменты, фортепиано.

- Набор учеников будет производиться тоже силами российских преподавателей?

- Обязательно. От начала и до конца все будет делаться исключительно силами наших преподавателей. В рамках нынешней поездки мы прослушали специально несколько концертов с участием местных молодых музыкантов и, к сожалению, вынуждены констатировать, что здесь нет музыкантов, которые по уровню подготовки могли бы обучаться в такой школе. То есть, начинать придется с нуля - будем отбирать детей, исходя из их природных данных, и начинать с ними работать. Тогда результат будет, потому что самое неблагодарное в профессиональной музыке - это переучиваться. Это - страшно болезненный процесс, когда руки поставлены неправильно, когда человек привык к тому, от чего себя как раз следует оберегать.

- Сколько планируется человек в классе, сколько классов?

- Здесь пока трудно что-либо планировать, все будет зависеть от результатов отбора. Главное - не ошибиться в первых шагах, не принять учеников, которых чуть позже придется отчислить. Во всяком случае, мы ориентируемся на опыт школы Московской консерватории. Там в год по всем специальностям принимают 40 человек. Здесь сначала будет меньше, но со временем можно будет выйти на 400-450 учащихся.

- Как будет финансироваться данный проект? Полностью за счет местной стороны?

- Этот вопрос находится в стадии обсуждения. Несомненно, он относится больше к местной компетенции. Пока мы подписали договор о намерениях между двумя государственными структурами - Московской консерваторией и правительством штата Сеара. Однако опыт подобных проектов свидетельствует о том, что финансирование должно вестись как за счет государственных источников, так и за счет частных инвесторов. Об этом говорит опыт наших проектов в Японии и Южной Корее. Однако во всех случаях частные инвесторы действовали при поддержке правительства

- Нет ли у вас конкурентов в лице консерваторий других стран, которые пытаются также активно передавать свой опыт?

- Опыт Московской консерватории уникален. Об этом свидетельствует наш проект в Париже. Французы согласны перенимать наш опыт. Система подготовки кадров в Московской консерватории была создана 140 лет назад и с тех пор лишь совершенствовалась. Фактически, речь идет о системе непрерывного профессионального образования - от 5-летнего ребенка до аспиранта. Такого нет нигде в мире. Даже Парижская консерватория, очень известная консерватория, испытывает необходимость в таком фундаменте. И за помощью в данном вопросе они обратились к нам, им понадобился наш опыт.

- Московская консерватория будет помогать готовить кадры в Бразилии. Какова будет их судьба? Есть реальная перспектива, что все они будут уезжать на запад в поисках более высоких гонораров.

- Здесь я вижу две перспективы - местная, и международная. Что касается местной перспективы, штат Сеара имеет большое будущее, но в нем нет пока ни симфонического оркестра, ни профессионального образования. В первую очередь, конечно, выпускники нашей школы будут восполнять эти пробелы. Это относится и к другим штатам Бразилии. Однако, со временем, эта школа может превратиться в центральную не только для Бразилии, но, может быть, и для всей Латинской Америки. Во всяком случае, местная администрация вынашивает именно такие планы.

Вообще, в данном проекте мы усматриваем очень важный политический момент, потому что люди, воспитанные на традициях Московской консерватории и русской музыкальной школы, будут активно помогать устанавливать прочные связи и на других уровнях. Не случайно, очень большой интерес к нашему проекту проявляют и Российское посольство в Бразилии и Бразильское посольство в Москве.

В целом, речь идет об очень дальновидной политической программе.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала