По его словам, проверки в течение января-июня 2003 года прошли в 62 субъектах Федерации. В каждом регионе было проверено не менее четырех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги автостоянок, всего 657.
"Лишь в 56 организациях /8,5 проц/ не выявлено нарушений Закона о защите прав потребителя", - сказал Дудкин. По его словам, проверялось соблюдение прав потребителя на получение надлежащей информации.
В 89,1 проц случаев отсутствовала информация о наименовании организации, в ряде случаев вообще отсутствовали всякие вывески.
При заключении договоров на оказание услуг автостоянок было выявлено 73,7 проц нарушений.
"155 хозяйствующих субъектов не заключали договора ни с кем никогда. Но иногда против заключения договора в письменном виде выступали сами потребители. Опрос показал, что они не хотели указывать данных о себе, в частности адрес, телефон", - сообщил Дудкин.
Кроме того, значительная часть нарушений содержалась в условиях договора, где были прописаны условия, прямо противоречащие законодательству, а также правилам оказания услуг автостоянок, которые были приняты в ноябре 2001 года.
В частности, исполнитель оставлял за собой право расторгнуть договор в одностороннем порядке, не возвращать сумму за услуги в случае отказа от услуг по инициативе потребителя, а также полное или частичное освобождение исполнителя от ответственности в случае, например, угона или порчи транспортного средства.
Замминистра подчеркнул, что "уровень законодательства достаточно высок для защиты прав потребителя, однако потребитель не всегда знает о возможности защитить свои права".
Он сообщил, что антимонопольное министерство намерено подготовить "памятку для потребителя", где "доступным языком в наглядной форме" будет изложена суть прав автовладельцев, которые должны обеспечивать автостоянки.
По словам Дудкина, в компетенцию антимонопольного министерства не входит надзор за соблюдением правил вынужденных автостоянок /штрафстроянок/. "Надзор за соблюдением этих правил относится к компетенции соответствующих органов ГИБДД", - подчеркнул Дудкин.
Тем не менее, на таких стоянках присутствует нарушение правил, однако предъявление претензий здесь должно происходить в соответствии с Гражданским кодексом, а не с Законом о защите прав потребителя.
После проведения проверок МАП намерено поставить вопрос об оценке стоимости автомобилей - кто должен ее оценивать и может ли исполнитель принять эту стоимость.
Что же касается штрафных санкций, то, по словам Дудкина, их размер не превышает 100 минимальных размеров оплаты труда за включение в договор существенных норм, ущемляющих права потребителей.
"Наша задача - ориентировать не на штрафы, не на то, чтобы пополнить бюджет, а на то, чтобы потребитель был нацелен на защиту своих прав", - заключил он.