Основанием для принятия решения о направлении прокачки нефти по трубопроводу станут выводы американской консалтинговой компании "Энерджи Солюшн" /"Energy Solution"/, которая в конце января передала их межведовственной рабочей группе по вопросам использования нефтепровода "Одесса-Броды".
На пресс-конференции 28 января Ермилов заявил, что консалтинговая компания рекомендует правительству Украины использовать нефтепровод в прямом направлении, то есть для поставок каспийской нефти в европейские страны.
По его словам, "наиболее эффективным и привлекательным вариантом" использования нефтепровода из девяти предложенных является задействование "Одесса-Броды" для поставок нефти из Каспийского региона в европейские страны, а для транспортировки российской нефти до терминала в Одессе использовать систему внутренних Приднепровских магистральных нефтепроводов.
По словам Ермилова, такой вариант использования нефтепроводной системы позволит Украине получить в течение 10 лет около 1,5 млрд долларов.
Говоря о реверсном использовании "Одесса-Броды", Ермилов сообщил, что данное предложение в перечне консалтинговой компании относительно возможных вариантов задействования нефтепровода "не на первом месте". В течение трех лет при реверсном использовании нефтепровода Украина может получить 35 млн долларов, говорится в отчете консалтинговой компании.
Реверсное использование нефтепровода "Одесса-Броды" предусматривает прокачку нефти из магистрального трубопровода "Дружба" в направлении терминала "Южный" на берегу Черного моря. Оттуда танкерный флот может доставить сырье в страны Южной Европы и Северной Африки. В этом заинтересован ряд российских компаний, однако дальнейшая транспортировка углеводородов затрудняется из-за загружености пролива Босфор.
Возможно, сложности с прохождением танкеров через пролив будут сняты с введением в эксплуатацию Основного экспортного требуопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Строительство трубопровода "Одесса-Броды" длиной 674 км и пропускной способностью 9-14,5 млн тонн в год Украина завершила в 2001 году. Ожидается, что со временем мощность нефтепровода будет увеличена до 40-45 млн тонн в год.
Стоимость транспортировки одной тонны нефти по всей протяженности трубопровода составит 27,5 гривен /5,2 доллара/ за тонну.
Сейчас украинский нефтепровод бездействует. Изначально он был ориентирован для поставки в Европу нефти из Каспийского региона. Для этого сырье должно перекачиваться по нефтепроводу Тенгиз /Казахстан/ - Новороссийск /Россия/ или Баку /Азербайджан/ - Супса /Грузия/, а далее танкерами по Черному морю доставляться к уже построенному в Одессе терминалу.
Планируется, что вскоре Польша начнет строительство нефтепровода до Плоцка. Для этого в январе текущего года в Варшаве было подписано соглашение о создании совместного предприятия по строительству нефтепровода из Бродов в Плоцк. Оттуда нефть должна поставляться к терминалу в Гданське, куда уже построен нефтепровод, либо транспортироваться в Европу по существующей сети трубопроводов.
Стоимость строительства польской ветки мощностью 44-45 млн тонн составит 465,4 млн долларов.