"Государство несет прямую ответственность в тех секторах, где рынок не может обеспечить должного развития. И такой сектор - городской общественный транспорт", - сказал вице-премьер.
Он отметил, что эта сфера во всем мире датируется их бюджетов, однако в развитых странах доля дотаций составляет 20-30 проц, а в России - до 80 проц.
"Правовые и экономические основы работы городского общественного транспорта устарели, необходимо системная реформа", - сказал вице-премьер.
Одно из сложнейших проблем в этой сфере Яковлев назвал финансирование существующих льгот на общественном транспорте. По его данным, сегодня свыше 46 млн граждан России имеют право на бесплатный проезд, причем, 44 млн человек имеют такую льготу по федеральным законам.
"Ни один уровень бюджета не обеспечивает реализации этих льгот, отсюда постоянный дефицит и невозможность приобретения новой техники, притом, что износ транспорта составляет порядка 50 проц", - сказал Яковлев.
"Если государство дает льготу, она должна быть обеспечена финансовым мандатом. Мы говорим сейчас не об отмене льгот, а об их обеспечении. Если же невозможно обеспечить, значит, надо приводить к имеющимся реалиям", - сказал вице-премьер.
Он подчеркнул, что для транспортных организаций независимо от их формы собственности, главным вопросам является оплата работы, в том числе по перевозу льготников. "Будем работать в этом ключе, чтобы транспортные организации не страдали, иначе рынка услуг в пассажирском транспорте не создать. Чудаков нет - бесплатно работать", - подчеркнул Яковлев.
Он убежден, что органы местного самоуправления должны более активно работать над внедрением рыночных отношений в городском общественном транспорте. Уже и сейчас есть примеры проведения аукционов на обслуживание тех или иных маршрутов. "Но в целом городской общественный транспорт нуждается в более активном участии рынка", - сказал вице-премьер.
Яковлев также указал на проблему обеспечения безопасности на дорогах. По его мнению, высокий уровень аварийности на российских дорогах обусловлен слишком либеральными законами. В прошлом году в результате ДТП в России погибло 35 тыс человек, более 200 тыс получили ранения. Экономический ущерб для страны составил 360 млрд руб.
Во всем мире, по данным ООН, в прошлом столетии от автомобилей погибло более 30 млн человек, в 2002 году - 1 млн 250 тыс человек. Для сравнения Яковлев напомнил, что война в Афганистане унесла 11 тыс жизней. "Это национальная беда для всех стран, в том числе для России", - сказал вице-премьер.
Он отметил, что проблема будет обостряться с дальнейшим ростом уровня автомобилизации страны. Ожидается, что в 2010 году в России на каждые 10 семей будет 8 машин.