Его падение, по планам гитлеровцев, должно было предшествовать взятию Москвы. Таким образом, Гитлер рассчитывал достичь большего политического эффекта. Оборона Ленинграда сорвала все планы врага.
К концу сентября 1941 года 300-тысячная группа армии "Север" опоясала стальным кольцом Ленинград, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот. Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала осаждённый город с Большой землей, но и она подвергалась непрерывному артиллерийскому и авиационному воздействию врага.
Карточки в Ленинграде, как и во всей стране, были введены с 18 июля 1941 года. В начале войны каждому жителю города выдавали по карточкам 800 граммов хлеба. Первое снижение нормы произошло 2 сентября: рабочие и ИТР стали получать по 600 граммов хлеба, служащие - по 400 граммов, дети и иждивенцы - по 300 граммов. С началом блокады нормы на хлеб постепенно стали снижаться. Всего они снижались пять раз: 2 сентября, 12 сентября, 1 октября, 13 ноября и 20 ноября 1941 года.
С 20 ноября 1941 года жители блокадного Ленинграда, /кроме рабочих/ по продуктовой карточке стали получать 125 граммов хлеба. Это было последнее, пятое снижение продовольственной нормы и самая маленькая пайка за все время блокады: по продуктовой карточке рабочие получали 250 граммов хлеба, все остальные - вдвое меньше.
Больше месяца - 35 дней - прожили ленинградцы на этой норме. Коренные жители города имели возможность добавить к скудному хлебному пайку то, что было у них в квартирах - кожаные ремни, льняное масло, олифу, косметические кремы, губную помаду, детские присыпки. Те, кто не имел своего хозяйства - студенты, беженцы, пришедшие в Ленинград в первые дни войны, могли рассчитывать только на этот кусок хлеба. В городе резко повысилась смертность от голода: в декабре 1941 года умерло около 50 тыс человек.
25 декабря 1941 года решением Военного Совета Ленинградского фронта, нормы отпуска хлеба были повышены - до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города. И все же в январе-феврале 1942 года от истощения, вызванного более чем месячным голоданием, умерло еще около 200 тыс человек.
В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда хранится 125-грамовый кусочек хлеба, испеченный по блокадному рецепту уже после войны. В нем содержится 55 проц ржаной муки, остальное - соевая мука, жмых, пищевая целлюлоза, мучные сметки, отруби.
В дни блокады не переставали работать ленинградские театры. Однако беспрецедентным случаем за всю историю существования мирового театрального искусства стало открытие 18 октября 1942 года в блокадном городе театра имени Комиссаржевской. Первым спектаклем "Блокадного театра" стала пьеса Константина Симонова "Русские люди", опубликованная в начале войны в газете "Правда".
Одной из незабываемых страниц культурной жизни осажденного города стало премьерное исполнение в филармоническом зале Петербурга Седьмой /Ленинградской/ симфонии Дмитрия Шостаковича: 9 августа 1942 года ее исполнил оркестр под управлением Карла Элиасберга. Билеты на концерт были в свободной продаже, и премьера прошла при полном аншлаге.
Первые машины с продовольствием пришли в блокадный Ленинград по Дороге жизни 22 ноября 1941 года - автоколонна из 60 машин доставила в осажденный город 70 тонн ржаной муки. 30-километровая трасса открылась в самый тяжелый для ленинградцев период, когда продовольственные нормы хлеба в осажденном городе снизились до 125 граммов для иждивенцев и 250 граммов для рабочих.
В период ледостава Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера. В 1942 году всех мужчин, обслуживших Дорогу жизни, направили на передовую. Их заменили женщины из народного ополчения и добровольцы из блокадного города.
В первую блокадную зиму движение по Дороге жизни продолжалось до 21 апреля 1942 года. После того, как лед растаял, легендарные полуторки заменили катерами и баржами, на которых в Ленинград везли продовольствие, а из блокадного города вывозили ослабевших от голода жителей. Ладожская коммуникация продолжала действовать и после прорыва блокады /18 января 1943 года/, вплоть до полного ее снятия в январе 1944 года. Всего за время блокады по Ладоге было доставлено в Ленинград 1,5 млн тонн грузов /70 проц из них продовольствие/, а из кольца блокады на большую землю вывезено 2,5 млн человек.
В ночь с 6 на 7 февраля 1943 года по свайно-ледовому мосту и 33-километровому участку пути железной дороги, построенным за 19 дней усилиями военных железнодорожников и спецформирований НКПС, от станции Волховстрой в Ленинград отправился первый поезд с продовольствием и медикаментами. Состав вели машинист Павел Федоров и помощник Николай Серяков. На Финляндском вокзале 8 февраля состав встречали председатели Ленгорисполкома, жители города и военный оркестр.
С 7 февраля из Волховстроя по линии Поляны-Шлиссельбург под непрерывным обстрелом врага в Ленинград шли поезда. Дорогу, связавшую осажденный город с Большой землей, ленинградцы назвали Дорогой Победы, хотя до окончательного снятия блокады оставался еще целый год.
В январе 1944 года началось активное наступление советской армии, в результате которого блокада Ленинграда была снята. 14 января по противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия, затем в атаку пошли стрелковые части. К исходу дня 17 января главная полоса обороны противника была прорвана.
За семь дней ожесточённых боёв войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону немецкой армии. К исходу дня 27 января командующий группой армий "Север" генерал-фельдмаршал Кюхлер приказал отвести войска в западном и юго-западном направлениях.
С освобождением городов Пушкин, Гатчина, Любань, Чудово и Октябрьской железной дороги блокада Ленинграда была полностью снята. Закончилась беспримерная эпопея героического города, выдержавшего 900-дневную осаду.