"Очевидно, что в первую очередь в значительном укреплении нуждаются Главное оперативное управление, Главное организационно-мобилизационное управление и Главное разведывательное управление. Только за счет поднятия работы этих интеллектуальных составляющих на качественно новый уровень Генеральный штаб может быть "мозгом армии", - сказал министр.
По его словам, Генштаб не только вырабатывает основные решения по вопросам военной безопасности государства, строительства и развития ВС, но также вынужден заниматься их претворением в жизнь, контролем конкретных мероприятий самой разнообразной текущей деятельности.
"Это объективно снижает эффективность работы и приводит к тому, что прекрасные идеи далеко не всегда воплощаются в лучших результатах", - подчеркнул глава Минобороны.
Он добавил, что современная обстановка требует всемерного укрепления роли Генштаба. "Однако это укрепление должно происходить, в первую очередь, путем гораздо более четкого определения функций и задач, стоящих перед высшими органами военного управления", - сказал Иванов.
Кроме того, по его мнению, очень важно на новом качественном уровне возродить в России традиционную военную элиту.
"Раз мы говорим о подготовке к войнам будущего, необходимо срочно заняться подготовкой штабного специалиста будущего. Мы должны на новом качественном уровне возродить традиционную российскую военную элиту - офицеров Генштаба", - сказал министр.
Он отметил, что эти офицеры должны иметь особую профессиональную подготовку и овладевать всеми достижениями современной военной и технической мысли.
"Генштаб в полной мере должен стать органом, который полностью соответствовал бы знаменитому определению маршала Советского Союза Шапошникова - "мозг армии", - подчеркнул глава российского оборонного ведомства.
Сергей Иванов считает, что в России в настоящее время уделяется недостаточное внимание подготовке штабов к ведению армейских и фронтовых операций.
"В последнее время появились несравненно более высокие требования к оперативности и гибкости управления, - отметил министр. - В ходе недавних вооруженных конфликтов мы наблюдали, как один из участников, захватив инициативу в самом начале конфликта, уверенно доводит дело до военной победы".
По словам Иванова, одной из главных задач в настоящее время является также создание новых подходов к управлению Вооруженными Силами и взаимодействию различных силовых структур.
"С этой точки зрения первостепенным является вопрос функционирования высших управленческих структур в военной сфере", - отметил министр. - В последнее время на этом направлении были сделаны определенные шаги. В частности, подписан указ президента в сентябре 2003 года, в соответствии с которым Минобороны через Генштаб обеспечивает координацию действий всех силовых структур, содержащих военную компоненту".
В настоящее время на повестку дня выходят совершенно новые требования к системе управления войсками и в особенности - к системе планирования их боевого применения, подчеркнул глава Минобороны РФ.
По его словам, среди основных требований, которым должна соответствовать выстраиваемая система военного управления, - ее надведомственный характер, оперативность, управленческая гибкость, комплексность, ресурсная эффективность, боевая и управленческая устойчивость.
Кроме того, управление должно носить научно обоснованный характер, а прогнозы развития военно-политической ситуации и планов применения Вооруженных Сил должны вырабатываться на основе тщательного изучения собственного и зарубежного военного опыта, подчеркнул министр.
В этой связи он отметил, что военная наука недопустимо мало изучает конфликты и войны современности. "Должен сказать, что далеко не все было сделано для того, чтобы понять и, если хотите, предугадать характер будущей войны. Недопустимо мало изучаются конфликты и войны современности. В том числе, это советский и американский опыт в Афганистане, операция НАТО в Югославии, две войны в Ираке", - отметил глава Минобороны.
По его словам, каждый из этих конфликтов не похож на другой, имеет свою собственную динамику развития и особенности. "Задача военной науки сегодня - вскрыть их общие закономерности, чтобы стало возможным обоснованное прогнозирование характера войн будущего и эффективное военное планирование", - подчеркнул Сергей Иванов.