Экспедиция продлится пять недель. Капсулу с мышами вернут на землю и проверят состояние их костей, мышц и вестибулярного аппарата. Во время полета за грызунами будет следить чуткая автоматика, замеряя количество съедаемой ими пищи и выпиваемой воды. Примечательно, что у каждой мыши на борту спутника будет собственная "комнатка" и даже игрушки, чтобы им было не скучно. Запуск космического аппарата предполагается осуществить в 2006 году.
Между тем, первые эмбриологические опыты в космосе были проведены советскими учеными на белых крысах еще в начале восьмидесятых. Как сообщила РИА "Новости" эксперт российского Института медико-биологических проблем Любовь Серова, еще в 1983 году СССР запустил биоспутник "Космос-1514", на борту которого находилась беременная самочка-пасюк. "Продолжительность беременности у крыс составляет всего 22 дня, и роды у нее мы приняли уже на Земле", - уточнила Серова.
Никакой серьезной паталогии у "космических" крысят выявлено не было, однако они в отличие от своих земных сородичей получились более худосочными и некоторое время отставали от сверстников в интеллектуальном развитии. Хуже обстояли дела с их мамой - за пять с половиной суток полета крыса потеряла более четверти от собственного веса, врачи зафиксировали также гормональные и эндокринные изменения организма.
В 1994 году другую крысу отправили в 11-суточный полет в "составе экипажа" американского "шаттла". Крысиха улетела в космос, будучи уже на "сносях", и вернулась на Землю всего за два дня до родов. "Изучали подрощенных крысят - порезали их, посмотрели - на этот раз изменений в развитии было значительно меньше за счет адаптации в ходе более продолжительного полета",- отметила Серова.
На советских биоспутниках в разное время на орбиту слетали тритоны, лягушки, аквариумные рыбки. Отклонения в их развитии были, но быстро компенсировались в ходе "земной" жизни.
"Положительный опыт, полученный в ходе многочисленных эмбриологических экспериментов на животных и земноводных позволяет надеяться, что когда-нибудь мы будем с цветами встречать из полета первую "космическую маму", - надеется Серова.