Как рассказали РИА "Новости" в Минпромнауки, на рассмотрение кабинета будет представлен проект постановления правительства "О порядке распоряжение правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств государственного бюджета".
Этим документом предлагается передать результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, организациям-исполнителям на безвозмездной основе.
За государством предлагается закрепить лишь права на результаты научно-технической деятельности, которые необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности.
Как считают в министерстве, это позволит вовлечь в хозяйствующий оборот результаты научно-технической деятельности. В настоящее время в хозяйственный оборот вовлечено менее одного процента результатов научно-технической деятельности, тогда как в США, Англии, других развитых странах этот показатель достигает 70 проц.
Вместе с тем категорически против такого решения высказалось Министерство финансов РФ, которое представит правительству альтернативный вариант постановления. В Минфине считают, что если государство финансирует какую-либо научно-техническую деятельность, то все права на ее результаты должны принадлежать государству. В Минпромнауке убеждены, что такой подход еще больше ужесточит административное урегулирование в этой сфере.
Кроме того Минпромнауки предлагает с 2005 года приступить к реализации новой единой федеральной целевой программы на базе четырех существующих программ - "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.", "Национальная технологическая база", "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса /2002-2006 гг./", "Система инновационных проектов важнейшего государственного значения".
По мнению специалистов министерства, объединение этих программ позволит обеспечить рациональный выбор "технологических коридоров", обеспечит стыковку приоритетов прикладных исследований, направления модернизации производства.
Помимо этого, Минпромнауки предлагает совершенствовать деятельность фондов, осуществляющих поддержку научно-технической и инновационной деятельности, а также участвующих в создании и развитии малых высокотехнологичных предприятий. Необходимо также развивать в сфере высокотехнологичного бизнеса институты, осуществляющие страхование, работу с ценными бумагами и венчурное инвестирование.
В числе первоочередных мер Минпромнауки называет также разработку механизмов и мероприятий по интеграции промышленности, науки и образования, в том числе по стимулированию развития корпоративной науки. Кроме того предлагается наладить координацию НИОКР, ведущихся различными федеральными органами исполнительной власти, а также находящимися под контролем государства крупнейшими естественными монополиями.
Минпромнауки ожидает, что реализация перечисленных мер приведет к росту числа инновационно-активных предприятий, к притоку инвестиций в инновационную сферу, структурному сдвигу в сторону обрабатывающих, в первую очередь высокотехнологичных отраслей.
Кроме того, ожидается существенное улучшение материалоемкости и энергоемкости экономики, созданию новых рабочих мест, повышение социальной привлекательности научно-технической деятельности, а также интеграция российской экономики в систему мирового разделения труда не только за счет сырьевого сектора, но и через завоевание достойного места в глобальной экономике.
По данным Минпромнауки, в 2002 году разработку и освоение инноваций осуществляло только 10 проц промышленных предприятий. Только в трех отраслях показатель инновационной активности выше средней по промышленности - металлургии, химической и машиностроительной отраслях. В США средний показатель инновационной активности составляет 30 проц.
В затратах российских предприятий на инновации доля приобретений машин и оборудования составляет 62 проц, на закупку технологий идет 18,3 проц всех расходов на инновации.
Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукции составляет 0,3-0,5 проц, тогда как доля США - 36 проц, Японии - 30 проц, Германии - 17 проц, Китая - 6 проц.
Несмотря на рост бюджетных ассигнований на развитие науки доля этих расходов в российском ВВП в 2002 году составила 0,28 проц, в 2003 году - 0,31 проц. В развитых странах этот показатель достигает 2-3 проц.
В то же время, как считают в Минэкономразвития, в России сохранен ряд наукоемких высокотехнологичных секторов промышленности. Сейчас, убеждены в Минпромнауки, в стране сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов на активизацию инновационной деятельности и повышение роли науки.