Закон, принятый МГД в декабре 2003 года, предполагал создание в городе подобных пунктов, полный контроль которых должен был осуществляется органами местного самоуправления. Однако мэр Москвы наложил вето на данный закон, предложив поправки. Свою позицию глава города мотивировал тем, что "обеспечение охраны общественного порядка не отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления". Кроме того, по мнению редактора закона, депутата МГД Ирины Святенко, "муниципалитеты слишком молоды, чтобы отдавать им функции управления пунктами".
В настоящее время в столице насчитывается 676 общественных пунктов охраны порядка (ОПОП). Закон определяет новый подход в организации общественных пунктов охраны порядка, прежде всего, их правовой статус. ОПОП являются государственно-общественными объединениями, созданными по решению органов исполнительной власти города.
В деятельности ОПОП могут участвовать представители органов территориального общественного самоуправления, предприятий и организаций, общественных и иных объединений, в том числе народных дружин, ТСЖ и ЖСК, расположенных на территориях, закрепленных за ОПОП, а также жители Москвы, достигшие 18-летнего возраста. Все они выполняют свои обязанности безвозмездно и на добровольной основе. В эти обязанности входит фиксирование фактов правонарушений и оказание помощи сотрудникам милиции в пресечении правонарушений. Члены ОПОП вправе также, предъявляя свое удостоверение, требовать от граждан соблюдать правила общественного порядка.
В законе предусмотрено материально-финансовое обеспечение деятельности ОПОП, за счет бюджета города и иных источников, а также денежное содержание председателей советов ОПОП. По подсчетам специалистов, расходы городского бюджета на выплату зарплаты составят около 25 млн рублей в год.