Господин посол, как, на Ваш взгляд, изменится политический курс Литвы после вступления в ЕС?
"Полноправное членство Литвы в Европейском союзе /ЕС/ и НАТО, а также поддержка хороших отношений с соседними странами - приоритеты внешней политики Литвы. С первого мая этого года Литва становится полноправным членом ЕС, а месяцем позже - и членом НАТО. К этому мы шли и готовились не один год, а уже с начала 2003 года Литва живет с учетом того, что она становится полноправным участником европейских процессов. Так что, проснувшись первого мая, мы увидим, что существенно ничего не изменилось. Все начинания будут продолжаться, и, я надеюсь, по нарастающей: после вступления в ЕС Литва как новый полноправный член организации будет активно участвовать в создании нового партнерства XXI века."
Как скажется вступление страны в ЕС на российско-литовских отношения?
"На наше членство в ЕС и в НАТО надо смотреть с оптимизмом. Ведь Россия сотрудничает и с НАТО, и с ЕС, и это нас радует. Вступление Литвы в ЕС открывает еще больше возможностей для развития литовско-российских отношений. Наши двусторонние отношения уже теперь приобретет новое качество, так как кроме привычных литовско-российких связей мы включаемся в общее формирование отношений России и ЕС. Как уже было доказано во время переговоров по пассажирскому транзиту граждан РФ через территорию Литвы в Калининградскую область и обратно, Литва, Россия и ЕС, уважая интересы и позицию партнера, могут конструктивно работать и довольно быстро находить решения создавшихся проблем. Кроме того, когда Литва станет полноправным членом ЕС, у нас будет больше возможностей конкурировать на мировых рынках, в том числе и российском, который очень важен для всех. На сегодняшний день товарооборот Литвы и России составляет 2 млрд евро в год. Для нас, как и для России, это - внушительная цифра."
Сохранятся ли договоренности по Калининградской области?
"В 2003 году общими усилиями Литвы, России и ЕС мы решили проблему транзита граждан. Сейчас идет переговорный процесс по вопросу транзита грузов через Литву. Кроме того, после присоединения Литвы к ЕС, оценив политические, экономические, юридические аспекты, будет принято решение о пуске быстрых безостановочных поездов. Позиция нашей страны исходит из общей транспортной инфраструктуры.
Нам нужно взять во внимание известную инициативу "Северное измерение". Ее цель - сбалансировать развитие двух частей Европы /южной и северо-восточной/, скоординировать общие усилия стран, примыкающих к Балтийскому морю, включая северо-западные районы России и Калининградскую область. Здесь очень многое предстоит сделать, и наше членство в ЕС этому будет способствовать.
В настоящее время применяемый порядок военного транзита устраивает обе стороны, поэтому я не вижу необходимости его пересматривать.
Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день нам необходимо модернизировать пограничные переходы. В частности, необустройство некоторых морских, железнодорожных, сухопутных переходов препятствует развитию туризма, осложняет расширение связей между гражданами наших стран. Если не будем уделять должного внимания инфраструктуре, то тогда именно она, а не какие-то регламенты ЕС, станет препятствием для свободного передвижения граждан".
Что вы можете сказать о ситуации с импичментом президента Роландаса Паксаса?
"Курс внешней политики Литвы не изменится, несмотря на исход импичмента президенту Р. Паксасу. По Конституции Литвы очень четко разделены полномочия между президентом, парламентом и правительством. Негативных последствий импичмента для внешней политики Литвы я не вижу.
Касаясь скандала вокруг российского бизнесмена Юрия Борисова, могу сказать только одно: вопрос гражданства в этом деле, конечно, есть, но предъявленные обвинения никак не связаны с национальностью. Окончательное решение должны принять правовые органы и специально созданная комиссия".
Что Вы можете сказать об итогах 2003 года в российско-литовских отношениях?
"Сотрудничество между Литвой и Россией в 2003 году было довольно интенсивным. Во-первых, урегулирован вопрос транзитных поездок граждан России в Калининградскую область и обратно. Схема по транзитным поездкам заработала, и она оправдала себя. В 2003 году почти 600 тыс людей проехали из Калининграда в Россию и в обратном направлении, используя транзитную схему. Кроме того, только Калининградским жителям выдано около 30 тыс бесплатных годовых виз.
В прошлом году решен также вопрос с юридическим оформлением приграничного вопроса. Ратифицированы те договоры, которые были подписаны еще в октябре 1997 года по установлению госграницы между Россией и Литвой, а также по морскому разграничению Балтийского моря. Кроме того, мы приблизились к ратификации соглашений о защите и поощрении инвестиций и по избежанию двойных налогов. Россия сейчас занимает в Литве седьмое место по объему инвестиций, поэтому необходимо, чтобы эти соглашения начали действовать.
В 2003 году на определенный уровень мы также вывели сотрудничество в сферах культуры и просвещения, подписав важные соглашения между соответствующими министерствами.
Надеюсь, что и в этом году Литва и Россия будут строить свои отношения на взаимопонимании и конструктивно подходить ко всем вопросам.