> Гравюрный кабинет - не меньшая гордость ГМИИ, чем всемирно известная коллекция импрессионистов. Офорты Жака Калло (1592-1635), одной из ярчайших звезд искусства Франции Нового времени, относятся к наиболее ценной части собрания ГМИИ им.А.С.Пушкина. Сюда они были переданы в 1924 году из расформированного Румянцевского музея. Дар из 20 тыс старинных гравюр, в свою очередь, преподнес этому легендарному музею император Александр Ш, рассказала РИА "Новости" заведующая отделом гравюры и рисунка ГМИИ Наталья Маркова. Точно не установлено, кому из россиян принадлежит заслуга собирательства наследия Калло, но возникла удивительная картина: хотя знаменитый мастер оставил почти 1,5 тыс гравюр, все они наличествуют в Пушкинском музее. Такое совпадение трудно объяснить даже тем, что офорт - тиражная графика; более того, в Эрмитаже хранится 850 зарисовок Калло.
Однако все эти сокровища обычно пребывают в запаснике, и лишь недавно гравюры Калло выходили "в свет" - на прошедшую в ГМИИ осенью грандиозную выставку офорта. Любимая Калло техника офорта, позволяющая сохранить авторский почерк, изобретена в Германии в XIV веке, а названа французским словом, означающим азотную кислоту. Так именуют и способ глубокой печати с травлением медной или цинковой пластины, и сам оттиск с гравировальной доски. В XVП добрым гением офорта был Рембрандт, но имя Калло по праву стоит рядом с именем великого голландца.
Правда, уроженец Лотарингии освоил ремесло офортиста на юге - в Риме и Флоренции, где жил более 10 лет. Однако его итальянские учителя - представители позднего Возрождения не смогли убедить Калло в гармонии бытия, присущей эпохе Ренессанса. Графика маньериста Калло, натуры беспокойной и мятущейся, в изобразительном искусстве знаменует вступление Франции в ХVП столетие. Но и в своем времени он стоит особняком, будучи фигурой непревзойденной и загадочной, не заложив школы и оставив потомкам множество вопросов.
Исследователи не устают изумляться мастерству и изощренности Калло, умевшего в небольшие листы поместить сотни и тысячи персонажей. В панорамном виде "Ярмарка в Импрунете", как сосчитал копировавший его голландец Давид Тенирс, на листе размером 44х68 см уместилось 1.138 человек, 45 лошадей, еще три сотни разных животных и всевозможная утварь. А в офорте "Казни" лист 10х21 см вобрал в себя население целого города. Мир тревожный и печальный, лишенный покоя и гармонии, распавшийся на атомы и отдельные трагические судьбы, запечатлел великий художник, открывший блистательный для Франции XVП век.
Недаром этот век называют "первым современным столетием": от Возрождения его отделяет не только грань двух эпох, но и грандиозный сдвиг в развитии общества. Оставив позади тысячелетия патриархальной жизни в союзе с природой, ручного труда и отвечающих ему традиционных форм феодальной культуры, мир стал стремительно двигаться к трехвековому периоду становления капитализма (до конца XIX века).
Калло пропустил через себя кризис мировоззрения, возникший на переломе от позднего Возрождения к ХVП веку. В Европе это вторая, вслед за Ренессансом, эпоха "великих мастеров": Бернини и Караваджо, Веласкеса и Рембрандта, Пуссена и Лоррена; это время создания комплексов Во-ле-Виконт и Версаля, а также градостроительных решений, определивших облик мировых столиц - Рима, Парижа, Лондона. Жак Калло - беспристрастный летописец эпохи - передал ее драматизм в гротескных, порой жутких образах, от которых уже недалеко до "Каприччос" Гойи. Не случайно образы Калло будоражили литераторов, режиссеров, художников и в другие эпохи, в особенности переломные, - немца Гофмана, россиян Таирова и Мейерхольда, членов группировки "Мир искусства". Впрочем, устроители выставки надеются, что работы французского классика дадут пищу и воображению наших современников.
Жаку Калло довелось учиться у мастеров, которые устраивали торжественные представления при дворе Медичи, придумывали театральные костюмы и декорации. В 1614 году он и сам поступил на службу к правителю Флоренции Козимо Медичи, а после смерти герцога вернулся в родной Нанси, ко двору герцога Лотарингского Карла IV. Ироничный и отстраненный наблюдатель с причудливой фантазией, зорким взглядом и одновременно чутким сердцем, Калло рисовал много и повсюду. Он реалистично передал народные типы, изображая калек и нищих. Едко разоблачил тщеславие и суетность людей под маской итальянской "комедии дель арте" - таковы серии "Балли ди Сфессания" и "Три Панталоне". Калло противостоял сильным мира и в жизни: после покорения французскими войсками Лотарингского герцогства художник ответил решительным отказом на просьбу кардинала Ришелье изобразить взятие своего родного города, т.е. "унижение своего государя и отечества".
Театральность, ставшая темой выставки, присуща стилю Калло и в то же время отражает общий вектор искусства того времени, считает Наталья Маркова. Экспонируемые 109 листов из собрания ГМИИ позволят ясно ощутить специфический почерк гравера из Лотарингии.