Каковы были в 2003 году приоритеты России в борьбе с терроризмом?
- В 2003 году для России противодействие международному терроризму оставалось среди приоритетных направлений внешнеполитической деятельности, тесно связанных с усилиями по строительству новой эффективной системы международной безопасности, а также с решением задач обеспечения внутренней безопасности страны.
Иракский кризис стал самым серьезным испытанием на прочность готовности международного сообщества к реальному противоборству с глобальной угрозой терроризма. Благодаря последовательной и гибкой позиции России удалось решить важнейшую задачу - не допустить раскола международной антитеррористической коалиции, сохранить предпосылки для ее возвращения к изначальным, фундаментальным принципам приверженности коллективным усилиям, бесспорной легитимности, укрепления центральной роли ООН в разработке и координации антитеррористических действий, отказа от "двойных стандартов" и искусственных привязок антитеррора к решению конъюнктурных политических задач, в частности, по насильственному "реформированию" независимых государств.
Развитие ситуации в Ираке однозначно продемонстрировало, что ошибочная, силовая ревизия этих принципов приводит к усугублению глобальной террористической угрозы, стимулирует процессы внутренней трансформации терроризма, мобилизацию его дополнительных людских и технологических ресурсов, а главное, ведет к размыванию единых стратегических ориентиров международного сообщества перед лицом новых угроз.
Российская внешнеполитическая линия в 2003 году была нацелена на то, чтобы минимизировать негативные издержки происшедших сбоев и замедления в наращивании международного антитеррористического взаимодействия.
Наряду с очевидной переориентацией деятельности "Аль-Каиды" на новые территории, прежде всего Юго-Восточной Азии, Северо-Восточной Африки, Латинской Америки, не спадает напряженность в трех региональных конфликтных "узлах" - на Ближнем Востоке, в Афганистане, Ираке, каждый из которых несет опасность дальнейшей эскалации терроризма и экстремизма, роста исламского радикализма. Усложняются и технологические методы, которые терроризм берет на вооружение. Особую опасность представляет продолжавшиеся в истекшем году попытки движения терроризма к "пороговому рубежу", отделяющему его от обладания ОМУ. Сопоставимой является угроза доступа террористов к прочим опасным материалам - радиологическим, токсичным и бактериологическим, к некоторым видам обычных вооружений /ПЗРК/.
Очевидно, что Россия в борьбе с терроризмом тесно взаимодействует с международным сообществом. Как это сотрудничество осуществляется в рамках ООН?
- Долгосрочный и последовательный курс России на выработку глобальной стратегии противодействия новым вызовам и угрозам находит в ООН все более широкое понимание и поддержку. Подтверждением этому стала принятая консенсусом на 58-й сессии ГА ООН по инициативе России новая резолюция "Реагирование на глобальные вызовы и угрозы", ориентированная на практический поиск путей укрепления и наиболее полного использования потенциала ООН в выработке адекватного всеобъемлющего ответа на современные вызовы безопасности. Другим принципиально важным результатом работы России на ооновском треке стала резолюция ГА ООН "Права человека и терроризм", в которой нашли отражение все основные элементы предложенного нами к разработке в ООН Кодекса защиты прав человека от терроризма, в том числе стержневое, новаторское положение о праве каждого человека на защиту от терроризма.
Россия продолжала линию на универсализацию антитеррористических конвенций, а также системно работала в пользу нахождения развязок, которые позволили бы выйти на окончательную доработку в ООН международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.
Прорывным достижением на направлении антитеррора стало включение в список Комитета СБ ООН по санкциям в отношении талибов и "Аль-Каиды" трех террористических групп, действующих на территории Чечни, а также главарей чеченских террористов Зелимхана Яндарбиева и Шамиля Басаева. Решение о включении названных лиц в свой террористический список принял следом и ЕС.
В условиях расширения географии терроризма особое значение приобрело налаживание через Контртеррористический комитет СБ ООН /КТК/ технического содействия заинтересованным странам в укреплении антитеррористического потенциала, а также создание механизма регулярного взаимодействия КТК с региональными и субрегиональными международными организациями. Активный участник работы КТК, Россия на деле подтвердила свою готовность к оказанию техпомощи третьим странам с главным акцентом на содействие партнерам по СНГ и ОДКБ. В декабре 2003 года в КТК представлены сведения об уже оказанной и оказываемой Россией помощи иностранным партнерам в вопросах антитеррора.
Располагая значительным опытом антитеррористических мероприятий, соответствующими информационными и техническими возможностями, Россия динамично участвует и в деятельности группы контртеррористических действий "восьмерки" /ГКД/. Созданная в соответствии с решениями эвианского саммита "Группы восьми", ГКД по истечении первых же месяцев существования уверенно заняла место одного из основных инструментов расширения антитеррористических возможностей силовых и правоохранительных органов заинтересованных государств, помощи в разработке национальных антитеррористических законодательств, в подготовке кадров.
По каким направлениям развивается антитеррористическое сотрудничество России с европейскими структурами?
- Приоритетной сферой внимания России оставалась работа, связанная с продолжающейся адаптацией европейских институтов к задачам антитеррора и нацеленная на формирование в новых условиях расширения Евросоюза и НАТО эффективной архитектуры евробезопасности. На ноябрьском /2003г./ саммите Россия-ЕС приняты важные решения в пользу дальнейшего продвижения к созданию общих пространств внутренней и внешней безопасности, предполагающих в том числе и активизацию антитеррористического сотрудничества. Ключевую роль на данном направлении призвана сыграть инициатива президента РФ о создании группы высокого уровня Россия-ЕС. Заключено имеющее существенные перспективы соглашение между МВД России и Европолом. Конструктивная динамика поддерживалась в 2003 году в созданной в рамках Совета Россия-НАТО /СРН/ специальной совместной рабочей группы по борьбе с терроризмом. Принципиальной вехой на пути адаптации ОБСЕ к новым задачам обеспечения безопасности стало принятие при активном участии российской стороны на декабрьском /2003г./ СМИД ОБСЕ в Маастрихте Стратегии противодействия угрозам стабильности и безопасности в XXI веке. В рамках Совета Европы Россия продолжает диалог с партнерами в пользу разработки европейской конвенции о борьбе с терроризмом.
Какое значение придается в России консолидации усилий в борьбе с терроризмом на пространстве СНГ?
- И в сфере борьбы с терроризмом особый приоритет для России - сотрудничество с государствами СНГ. Большинство членов Содружества сегодня в должной мере осознают масштабы террористической угрозы, ее направленность против всех без исключения государств. Стремление к сложению сил в интересах антитеррора становится поэтому существенным консолидирующим фактором в жизни СНГ. Продолжается укрепление соответствующей договорно-правовой базы: на завершающей стадии в России находится ратификация фундаментального Договора 1999 года о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом; на Совете глав государств СНГ в сентябре 2003 года заключено Соглашение о мерах по контролю государствами СНГ международной передачи ПЗРК; подписано Соглашение между правительством России и СНГ об условиях пребывания Антитеррористического центра на территории Российской Федерации.
Все более значимую роль в антитеррористическом взаимодействии играет ОДКБ, весьма активно обеспечивающая себя необходимым оперативным и политическим инструментарием: завершено создание Коллективных сил быстрого развертывания в Центральноазиатском регионе; в октябре сего года открыта российская военная база в городе Кант /Киргизия/, призванная содействовать решению коллективных задач безопасности союзников по ОДКБ; весомое заявление государств-членов Организации в пользу наращивания совместных усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом распространено в качестве документа 58-й сессии ГА ООН.
Каков вклад России в усилия по борьбе с терроризмом региональных интеграционных организаций в Азии?
- Все более очевидно, что одним из стержневых механизмов регионального антитеррористического взаимодействия уверенно становится ШОС. 10 января 2003 года Россия ратифицировала Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В декабре на ратификацию в Госдуму направлено Соглашение о создании региональной антитеррористической структуры ШОС /РАТС/. Ее деятельность уже перешла в практическую плоскость: утвержден бюджет, оформляется состав структуры, состоялось первое заседание Совета РАТС.
Россия полномасштабно подключается к антитеррористическому сотрудничеству в Азиатско-тихоокеанском регионе, в первую очередь через более активное участие в соответствующих мероприятиях в рамках АСЕАН, Регионального форума АСЕАН /АРФ/, Организации Азиатско-тихоокеанского сотрудничества /АТЭС/. В 2003 году проведена существенная подготовительная работа к принятию декларации о борьбе с терроризмом между Россией и АСЕАН; Россия и Филиппины, сопредседатели механизма Межсессионных встреч по противодействию терроризму и транснациональной преступности АРФ, вырабатывают текст совместного заявления Форума по борьбе с терроризмом на транспорте.
Чем объясняется активизация в последнее время антитеррористического взаимодействия России по линии двусторонних отношений?
- 2003 год в полной мере оправдал нацеленность России на максимально эффективное использование в интересах антитеррора потенциала двусторонних рабочих групп и консультаций высокого уровня. Итоги очередных заседаний российско-американской, российско-британской, российско-индийской и российско-китайской анти-террористической групп, начало полноформатного функционирования аналогичных механизмов с Германией, Пакистаном, налаженные межведомственные антитеррористические консультации с целым рядом других стран позволили придать взаимодействию России с партнерами устойчивый и доверительный характер. Россия продолжала расширять географию углубленных двусторонних контактов в антитеррористической сфере. Первые переговоры по темам противодействия терроризму прошли с рядом балканских государств, со странами Северной Африки /Алжир, Марокко/, состоялись первые в истории двусторонних отношений российско-индонезийские антитеррористические консультации.
Именно двусторонний формат во многих случаях оказывается оптимальным для имплементации решений, согласованных на многостороннем уровне. Полезное взаимодействие идет и в обратном направлении: на двустороннем уровне открываются более широкие возможности для оперативной и предметной проработки перспективных идей, обсуждения новых проектов, на основании чего двусторонние встречи регулярно "подпитывают" многосторонние форматы свежими наработками, выступают инициаторами совершенствования международных усилий в сфере борьбы с терроризмом.
Понятно, что борьба с терроризмом должна опираться на развитую юридическую базу. Какие меры принимаются в России в направлении совершенствования антитеррористического законодательства?
- В последнее время было продолжено приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами, в частности в сфере борьбы с финансированием терроризма. Основополагающим в этом плане стало внесение в январе 2003 года в Закон о противодействии легализации преступных доходов изменений, необходимых для реализации восьми специальных рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег /ФАТФ/. Проделанный Россией в этой сфере путь был по достоинству оценен на июньском /2003г./ пленуме ФАТФ, по итогам которого Россия была принята в постоянные члены Организации.
Достигнутые результаты в противодействии "террористическим финансам", создание для этого соответствующих национальных механизмов и процедур позволяют России переходить на более активные позиции в рамках международного сотрудничества, в первую очередь в зонах наших приоритетных интересов.
Значительное внимание уделялось проработке новых аспектов и направлений противодействия терроризму, в частности, определению адаптированных к современным условиям механизмов защиты от терроризма экономики. Указанная работа ведется при инициативной роли МИД, во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами и, во многом, на основе изучения иностранного опыта.