Об этом он заявил в пятницу в Тюмени на всероссийском совещании образовательной общественности России и представителей администраций субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования и реформирования экономических отношений в сфере образования.
"Раньше, - сказал губернатор, - мы пытались решить проблему качества образования вне связи с нашими экономическими возможностями".
"К сожалению, мы забывали, что система образования существует не для педагогов, при всем моем к ним уважении, а в первую очередь для их учеников. Заботясь об учителях, принимали решения, которые в результате привели к необоснованному увеличению нагрузки на школьников и к неподкрепленному финансами увеличению расходов на содержание учебных учреждений", - отметил Собянин.
По его мнению, опыт проведения Единого государственного экзамена наглядно показал: во многих случаях увеличение расходов на образование не дает положительных изменений его качественных показателей.
Собянин коснулся многих, с его точки зрения спорных, вопросов реформы. В частности, он коснулся профильного обучения, которое зачастую сводится к технической или гуманитарной специализации классов и школ вне зависимости от потребностей общества.
Так, например, профильное образование, которым в Тюменской области охвачена треть всех учащихся старших классов, только на 46 проц дает углубленную техническую подготовку. В то же время, потребность в технических специалистах на региональном рынке труда доходит до 75 проц от общего количества. Профанацией назвал Собянин и такое положение, когда девятиклассникам предлагают в качестве профильного обучения получить специальность, например, парикмахера, к которой в будущем они не будут иметь никакого отношения. Такие случаи - просто разбазаривание бюджетных средств, отметил губернатор.
Администрация Тюменской области начала работу по созданию более эффективной структуры образовательных учреждений: ликвидированы малокомплектные школы, организована доставка учеников к месту занятий школьными автобусами. Такие решения принимались с учетом мнений сельчан, высказанных на сходах.
Другим направлением реформирования стал переход на нормативное финансирование. На первом этапе средства, исходя из количества учащихся, перечисляются в муниципальные бюджеты. На втором - будут доводиться до каждой школы. Финансирование общеобразовательных учреждений будет зависеть того, сколько учеников и насколько качественно подготовит школа. Это создаст, особенно в городах, конкурентную среду, заставит учебные учреждения бороться за каждого ученика.
"Максимальная самостоятельность, которую мы предполагаем дать школам,- сказал в заключении Собянин, - позволит повысить качество образования и эффективнее использовать выделяемые средства".