Интервью члена-корреспондента РАН, директора Международного института
энергетической политики и дипломатии МГИМО /У/ МИД России Валерия Салыгина РИА
"Новости" в связи с началом работы
Секретариата ШОС в Пекине
В чем вы видите сильные стороны ШОС?
- Во-первых, заработали механизмы сотрудничества в борьбе с новыми угрозами и вызовами.
Во-вторых, сделаны первые шаги к
налаживанию внешнеполитической координации государств-участников этой
международной организации.
И,
наконец, что очень важно - положено начало процессу экономической интеграции на
пространстве ШОС.
Как известно, в прошлом году Совет глав правительств государств-членов утвердил долгосрочную - до 2020 года - Программу многостороннего сотрудничества в рамках организации. Ее нужно наполнить конкретным содержанием.
Думаю, что участникам ШОС нужна
организация не только политическая, но и с сильным, если можно так сказать,
экономическим компонентом.
То что, например, Монголия проявила к ней большой интерес,
свидетельствует о ее хороших стартовых возможностях в данной сфере.
Кого Вы видите в качестве своеобразного локомотива ШОС?
- Вне всякого сомнения, это, прежде всего, Россия и Китай - две наиболее мощные в политическом, военном и экономическом плане державы. Однако ШОС - это равноправная организация, иначе ее не удалось бы так быстро создать.
Как Вы считаете, есть ли необходимость увеличивать число членов организации?
- Вы знаете, в Пекине при открытии ШОС министры говорили, что речи о приеме в ШОС новых членов и тем более о конкретных претендентах пока не идет. Думаю, что это правильно. Следует иметь в виду, что для такого шага еще нет необходимой нормативной базы. Да и в целом надо сперва дать организации прочно стать на ноги, а затем думать о расширении ее состава.
Вместе с тем, механизм ШОС - в том виде, как он задумывался - предполагает широкие возможности для равноправного и взаимовыгодного сотрудничества и не членов - без вступления. Например, Монголия могла бы претендовать на статус наблюдателя, что позволило бы ей активно участвовать в интересующих ее экономических и инвестиционных проектах.
Как, на Ваш взгляд, следовало бы организовать экономическое сотрудничество?
- Полагаю, что экономической составляющей необходимо уделить особое внимание. Причем следует искать современные, гибкие формы. Прежде всего, необходимо создать совет делового сотрудничества, в который вошли бы представители крупных фирм стран-членов ШОС. Это стало бы очень хорошим каналом делового общения в рамках организации.
Как представляется, Россия могла бы взять на себя инициативу организовать встречу экспертов в Москве, итогом которой могли бы стать конкретные предложения по созданию и налаживанию работы такого механизма.
Я бы предложил подумать и о своего рода реестре экономических проектов для сотрудничества. Одним словом, постараться найти оптимальную схему взаимодействия, отвечающую возможностям и потребностям стран-участниц.
В чем Вы видите главную особенность в организации работы Секретариата ШОС?
- На первый взгляд, это может
показаться неожиданным, но в Пекине появилась первая международная организация,
которая говорит по-русски.
Во-первых, на внеочередной встрече министров иностранных
дел стран ШОС большая часть выступлений шла на русском языке. Монгольский
представитель также выступал на русском.
Во-вторых, русский наравне с китайским - рабочий язык Секретариата ШОС. Это значит, россиянам, в том числе и на экономическом направлении, будет с ней легко контактировать и работать. А это уже большое преимущество для общения с деловыми кругами Китая, а в перспективе, возможно, и других азиатских стран.