На заседании будет обсуждаться вопрос о создании системы персонального учета населения Российской Федерации.
Как говорится в материалах Минэкономразвития, системы учета населения функционируют почти в 60 странах, то есть в каждой третьей стране. В большинстве западноевропейских стран основой этих систем является наличие у каждого лица индивидуального идентификационного номера, который присваивается, например, в момент регистрации рождения.
Идентификационный номер содержит сведения об индивидуальных признаках конкретного лица - дату и место рождения, пол и т.д. Этот номер проставляется и используется во всех документах, получаемых человеком на протяжении его жизни, он позволяет обеспечить интеграцию данных о лице из разных информационных систем.
Наличие таких систем учета населения позволяет обеспечивать органы управления информацией для составления различных программ, бюджетов, для целей налогообложения, социального страхования и обеспечения, здравоохранения, установления личности, составления списков избирателей, призывников для военной службы, наведения справок службами охраны правопорядка и судебными органами. Это также способствует обслуживанию населения при выдаче различных документов и справок.
В России персональный учет населения также ведется на основании процедур регистрации. Однако, эти процедуры проводят одновременно различные ведомства в соответствии с решаемыми ими задачами, и в этой связи охватывают различные сегменты населения. Например, регистрация граждан ведется органами ЗАГС, МНС, Пенсионным фондом, паспортными столами, Минздравом, Фондом обязательного медицинского страхования, Минобороны и так далее.
Всего в стране в настоящее время существует порядка 18 ведомственных баз данных, содержащих различное количество записей о физических лицах, численность которых составляет от нескольких миллионов до более 100 млн человек. Однако полного охвата населения ни одна из ведомственных систем не обеспечивает.
В этой связи Минэкономразвития предлагает разработать систему персонального учета населения, базирующуюся на универсальном идентификаторе личности /УИЛ/. В качестве УИЛ предлагается использовать некий код /номер/, формируемый при регистрации новорожденного.
В материалах подчеркивается, что технологически УИЛ представляет собой не "номер" человека, а уникальный номер записи в электронной "книге" записи актов гражданского состояния, однозначно идентифицирующий конкретного человека.
Этот универсальный идентификатор должен быть несменяемым и уникальным по отношению к персоне на протяжении времени, сопоставимом с продолжительностью жизни нескольких поколений. Использование УИЛ должно не исключать, а дополнять существующие инструменты идентификации - паспорта, ИНН и т.д.
Введение идентификатора, по мнению специалистов министерства, возможно по "мягкому" и "жесткому" сценариям. В случае "мягкого" варианта УИЛ вводится постепенно: при первом для гражданина контакте с органом государственной власти и местного самоуправления. Так, УИЛ должен получаться гражданином, например, при рождении, либо при получении паспорта, регистрации брака, получении трудовой книжки и так далее.
"Жесткий" сценарий подразумевает присвоение УИЛ повсеместно в утвержденные сжатые сроки. Однако, в министерстве признают, что в свете завершающейся кампании по смене паспортов будет достаточно трудно публично мотивировать введение УИЛ в национальном масштабе.
Что касается архитектуры системы персонального учета населения, то, как считают в Минэкономразвития, наилучшим вариантом может стать централизация информации на уровне субъекта Федерации. При этом централизованные информационные хранилища должны создаваться в рамках ведомств в соответствии с внутриведомственной вертикальной иерархией. То есть должна создаваться отдельная интегрированная региональная база первичных данных МВД России, отдельная база данных МНС, отдельная база фонда обязательного медицинского страхования.
Региональные ведомственные базы данных должны интегрироваться вертикально и горизонтально посредством технологий объединения государственных информационных ресурсов.
Отдельным вопросом при этом станет организация доступа пользователей в систему. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы Минэкономразвития предлагает использование смарт-технологий. При этом соответствующими смарт-картами необходимо будет снабдить всех чиновников, работающих в системе, и граждан, получающих услуги через эту систему. Важной проблемой также станет обеспечение защиты информации, хранящейся в системе персонального учета населения.
Минэкономразвития предлагает в качестве структуры, поддерживающей всю систему, использовать органы ЗАГС.
Для принятия мотивированного решения о механизме построения системы учета населения Минэкономразвития планирует в самое ближайшее время провести анкетирование министерств и ведомств для формирования актуальной картины, характеризующей ситуацию с процедурами персонального учета в стране.
После инвентаризации систем персональных данных, собираемых министерствами и ведомствами, нужно будет провести и анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей доступ органов власти и иных пользователей к персональной информации о гражданах, подчеркивают в Минэкономразвития.