Осталось всего 6 месяцев до 1 июля - даты, к которой коалиция обязалась передать власть иракскому правительству. А как образно выразился британский премьер Тони Блэр, заглянувший на днях в Ирак после новогодних каникул, осуществить обещанное - это "не пикник устроить".
Проблем у американо-британской коалиции, главным образом, две. За предстоящие полгода нужно свести к более-менее приемлемому минимуму вооруженное сопротивление в Ираке. И - второе - успеть за тот же срок выполнить многочисленные пункты напряженного политического расписания.
Результаты по обоим направлениям пока особого оптимизма не внушают.
События к югу от Багдада, где в субботу американские солдаты застрелили 6 демонстрантов и ранили 11, а в воскресенье многотысячная толпа, вооруженная лопатами и булыжниками, напала на штаб британского военного командования, убеждают, что народное неприятие оккупации в Ираке стремительно растет. Неспособность американцев заменить иракскую армию в её роли главного работодателя, как и продолжающаяся чистка членов партии Баас, пополняют ряды мятежников и боевиков.
К тому же арест Саддама Хусейна явно работает против тех, кто считал это своим триумфом. Преданный сородичами, захваченный в газовом дурмане и униженный на глазах всего мира диктатор обретает нимб великомученика, взывающего к мщению. Этот зов слышат и в Ираке, и на близлежащих базах "Аль-Каиды".
"Мы еще увидим мощные террористические взрывы, и много", - мрачно пророчит главный британский дипломат в Багдаде сэр Джереми Гринсток. Как признало министерство обороны США, число потерь американской армии после начала войны в Ираке достигло в воскресенье 495.
Не радостнее и дела коалиции на политическом фронте.
Айятолла Али аль-Хусейни аль-Систани, влиятельнейший религиозный авторитет, не оправдал надежд оккупационных властей и не поддержал американскую идею назначить 250 членов будущей временной национальной ассамблеи в ходе собраний, которые предполагается провести в иракских провинциях. В стране должны пройти полномасштабные парламентские выборы, считает айятолла. Американская же процедура может родить, по его мнению, лишь незаконное правительство.
"Это в свою очередь вызовет к жизни новые проблемы. Политической ситуации и безопасности страны будет нанесен тяжелый урон", - предупреждает аль-Систани в своем письменном заявлении, распространенном в воскресенье.
Для шиитского большинства, составляющего 60 процентов 25-миллионного населения Ирака, глас айятоллы - это как глас с небес. С влиянием этого священнослужителя трудно соперничать.
Американская администрация, крайне заинтересованная в участии шиитского населения на всех этапах передачи власти, уже шла на некоторые уступки аль-Систани. Но сдать позиции по проблеме формирования национальной ассамблеи - это уже слишком. Иракская политика Вашингтона выглядела бы в таком случае заложником одного человека, не говоря уж о раздражении, которое это вызвало бы у суннитской общины.
Вашингтон и Лондон испытывают глубокие сомнения, захочет ли голодный, безработный, истерзанный войной и оккупацией народ Ирака принять участие в широкомасштабных парламентских выборах, а тем более проголосовать, как это устроило бы коалицию, если по настоянию аль-Систани ему, народу, будет предоставлена такая возможность.
Поединок айятоллы с Полом Бремером, главным американским администратором в Ираке, этим не ограничивается. Предметом спора стала и такая деликатная проблема, как пребывание оккупационных сил в Ираке после перехода страны 1 июля к самоуправлению.
Аль-Систани отказывает временному управляющему совету, назначенному американцами, в праве принимать столь ответственное решение. Сначала полноценные парламентские выборы, создание законного иракского правительства и только потом - дебаты о будущем коалиционных сил, настаивает мусульманский лидер.
Такого рода противодействие заставляет оккупационные власти смирять амбиции. Из делового календаря Пола Бремера исчезли такие задачи, как принятие официальной конституции Ирака - теперь ее заменит временный "основной закон" - и приватизация государственных промышленных предприятий. Пусть этим займется будущее местное правительство, - махнули рукой в американской администрации.
Но и с такими купюрами громадьё политических планов резко контрастирует с коротким хронологическим отрезком, отведенным на их выполнение. Предстоящие шесть месяцев обещают бешеный спринт оккупационной коалиции наперегонки с неумолимым временем. Тем более, что успех на финише во многом предопределил бы успех республиканцев на президентских выборах в США.