Рейтинг@Mail.ru
Интервью главы МИД Казахстана Касымжомата Токаева российским СМИ в связи с открытием Года России в Казахстане - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью главы МИД Казахстана Касымжомата Токаева российским СМИ в связи с открытием Года России в Казахстане

Читать ria.ru в
Дзен
ВОПРОС: Г-н министр, в преддверии визита в Казахстан президента РФ Владимира Путина и открытия Года России в Казахстане хотелось бы знать Ваше мнение о состоянии российско-казахстанских отношений и возможностях их дальнейшего развития? ОТВЕТ: Прежде всего, хочу отметить, что это очень важный визит с учетом той работы, которая была проделана в последние годы, особенно в плане налаживания партнерства. Если учитывать общий потенциал и уровень структурных преобразований, которые были осуществлены здесь у нас в последние четыре года, то можно сказать, что Казахстан является достойным и надежным партнером Российской Федерации. Я нахожусь в этом процессе фактически с момента установления межгосударственных отношений между Казахстаном и Россией, потому что работал и заместителем министра иностранных дел, и министром. Кстати говоря, я написал книгу, в которой подробно рассказываю, как мы решали довольно сложные вопросы в свое время: о гражданстве, о положении Байконура, например, вопросы,...
Г-н министр, в преддверии визита в Казахстан президента РФ Владимира Путина и открытия Года России в Казахстане хотелось бы знать Ваше мнение о состоянии российско-казахстанских отношений и возможностях их дальнейшего развития?

- Прежде всего, хочу отметить, что это очень важный визит с учетом той работы, которая была проделана в последние годы, особенно в плане налаживания партнерства.

Если учитывать общий потенциал и уровень структурных преобразований, которые были осуществлены здесь у нас в последние четыре года, то можно сказать, что Казахстан является достойным и надежным партнером Российской Федерации.

Я нахожусь в этом процессе фактически с момента установления межгосударственных отношений между Казахстаном и Россией, потому что работал и заместителем министра иностранных дел, и министром. Кстати говоря, я написал книгу, в которой подробно рассказываю, как мы решали довольно сложные вопросы в свое время: о гражданстве, о положении Байконура, например, вопросы, связанные с определением правового статуса северной части Каспийского моря.

Все эти преграды были успешно преодолены, потому что с обеих сторон была продемонстрирована воля к решению этих сложных вопросов.

Как Вам представляется дальнейшее развитие отношений России и Казахстана в рамках СНГ, других региональных объединений?

- Я думаю, что все эти объединения, несмотря на то, что уровень интеграции в них разный, могут и должны продолжать существовать. Почему? Потому что СНГ как Содружество выполнило свою полезную функцию. Государства, объединившиеся в Содружество, сумели проявить свою политическую волю, благоразумие и предотвратить после распада СССР развитие сценария по югославскому типу. Большой крови при "разводе" не было, все произошло достаточно цивилизовано.

СНГ, несмотря на то, что его называют Клубом президентов, - достаточно интересная структура, хотя бы потому, что президенты имеют возможность раз в год встретиться, переговорить друг с другом. Личные контакты имеют в политике очень большое значение. Это, конечно, не снимает с повестки дня вопроса о дальнейшем реформировании, улучшении деятельности Содружества, но тем не менее, даже как "Клуб" оно выполняет свою полезную функцию.

Что касается, ЕврАзЭСа, то там была проделана достаточно большая, трудоемкая работа. Мне представляется, что ЕврАзЭС будет и дальше успешно существовать.

А что касается Единого экономического пространства, то эта работа находится пока на начальном этапе, но работа очень перспективная.

Что такое современные международные отношения? Это фактически борьба за внешние рынки. Это касается и Казахстана - территория у нас огромная, население маленькое, и у нас очень небольшой рынок. Мы нуждаемся в получении доступа к внешним рынкам. И, конечно же, здесь, прежде всего, речь может быть о российском рынке.

Наш банковско-финансовый сектор уже начал инвестировать, по сути дела, в российский рынок. Созданы представительства наших крупнейших коммерческих банков в Москве. Я думаю, что с учетом наличия средств и даже, как утверждают некоторые экономисты, "перегрева", мы могли бы свободно двинуться на российский рынок и создавать там совместные предприятия.

Задача правительства состоит не в том, чтобы ежедневно курировать эту работу, а создать благоприятные политические и юридические условия для этого. Если мы будем работать в этом направлении, если президенты будут договариваться друг с другом, а я думаю, что именно в таком ключе будет проходить намеченный визит Владимира Путина, то, конечно, это будет создавать очень хорошие условия для экономики и России, и Казахстана. Я полагаю, что россияне готовы и хотели бы инвестировать свои средства в экономику Казахстана, и это выгодно не только экономически, но и политически.

Вы могли бы назвать примерный объем инвестиций, которые Казахстан мог бы направить в российскую экономику, и соответственно, какие капиталовложения можно ожидать со стороны России в казахстанскую экономику?

- Я думаю, что в самый ближайший год Казахстан запросто мог бы инвестировать до одного млрд долларов в российскую экономику по самым разным каналам.

Что касается России, то возможности вашего государства очень большие. По нашим оценкам, если сопоставлять экономики наших стран, то умножайте на 12, и вы получите 12 млрд долларов, такой вот примерный подсчет.

Мы обращаем внимание на то, что рейтинговые агентства дают очень хорошую перспективу для экономического развития России. Вы, наверное, читали, что очень авторитетное инвестиционное агентство "Голдмэн Сакс" считает, что Россия в 2040 году войдет в пятерку государств по объему ВВП. На первое место выйдет Китай, затем США, на третьем месте будет Индия, на четвертом Европейский союз /как объединение всех входящих в него государств/ и на пятом - Россия. На шестом будет Бразилия.

Ну, о чем это говорит? Это говорит о том, что мы на верном пути находимся, потому что, если Россия будет процветать, то нетрудно догадаться, что это будет очень выгодно Казахстану.

Опять же, мы связаны политически друг с другом, мы связаны экономически друг с другом, ментально и прочее - то есть, выгоды для России, успехи России предопределяют выгоды и успехи для Казахстана.

О банках Вы сказали, а куда еще готовы инвестировать деловые люди Казахстана в России?

- Я думаю, малый и средний бизнес очень привлекателен для Казахстана, потому что, во-первых, малое и среднее предпринимательство в России находится на подъеме. Во-вторых, это очень привлекательная сфера, не бросающаяся в глаза, между прочим, что очень важно для наших инвесторов. Есть старое правило - деньги любят тишину, и оно еще до сих пор работает. Насколько я знаю, наши предприниматели очень серьезно сейчас присматриваются к существующим возможностям в области среднего и малого предпринимательства в России.

Чтобы сменить тему, хочу вам сообщить, что сейчас мы также работаем над делимитацией границы. Впервые в нашей истории мы работаем над юридическим оформлением границы между Россией и Казахстаном. 98 проц границы мы прошли. Просьба учесть, что казахстанско-российская граница является самой протяженной в мире, почти семь тыс км. Мы прошли чуть меньше семи тыс км, осталось всего-навсего 156 км, которые требуют, прямо скажем, детального согласования, сверки на картах, в том числе административных, сверки документов, которые принимались в свое время Президиумом Верховного Совета Российской Федерации, Президиумом Верховного Совета Казахской ССР.

И сейчас тоже два подхода к этому существует: или мы подписываем основной договор, в котором вся граница делимитирована, а "дырку" в 156 км оставляем для последующих переговоров и подписания, или мы ждем, когда 156 км подготовят, а затем подпишем весь договор. Во втором случае руководители государств дадут поручение правительствам завершить процесс делимитации в 2004 году, и тогда документ о самой протяженной границе в мире будет подписан.

Я абсолютно уверен в успехе переговоров и визита. А если руководители двух наших государств дадут поручение правительствам осуществить доработку этих документов к концу 2004 года, то, в свою очередь, теперь уже президент Назарбаев поедет в Москву.

Между нашими странами есть договоренность, что ежегодно, хотя бы как минимум раз в год, руководители будут наносить друг другу визиты. Это необходимо. В том числе, это необходимо и для того, чтобы показать народам наших стран, что руководители дружат.

Я думаю, что жизнь на документах не заканчивается. Это уже большой результат, если руководители государств дадут поручение правительствам в конкретных направлениях довести дело до логического завершения.

В принципе, визит Владимира Путина - очень серьезный. Там будут обсуждаться и проблемы взаимодействия двух стран на международной арене, и крупные экономические вопросы, в том числе создание совместных предприятий в нефтегазовой сфере и т.д. У меня нет сомнения, что это будет очень крупное событие.

Не могли бы Вы конкретизировать экономическую составляющую переговоров?

- Да. Это вопросы торговли, как мы сможем нарастить достигнутый уровень. По этому году мы выходим на объем торговли в пять млрд долларов. Казахстан занимает третье место в товарообороте России среди стран СНГ, т.е. у вас больше торговля только с Украиной, Белоруссией, потом идет Казахстан. Мы хотели бы выйти если не на первое место, то во всяком случае на второе.

Для нас Россия является самым крупным партнером во внешней торговле среди всех зарубежных партнеров. Поэтому наши страны сейчас работают очень интенсивно на всем пути увеличения объема торговли.

В рамках Года Казахстана в России была такая форма, как встречи предпринимателей приграничных регионов, проведение "круглых столов" в Омске, Оренбурге. Нужно снимать все препятствия на пути торговли, в том числе и в режиме Единого экономического пространства, и наращивать, наращивать.

Конечно, мы очень удовлетворены тем обстоятельством, что Казахстан экспортирует по трубам Российской Федерации свою нефть. Есть соглашение о том, что ежегодно Казахстан будет поставлять не менее 15 млн тонн своей нефти через трубопроводные системы России.

Как бы Вы прокомментировали сообщения о том, что в последнее время в Казахстан стали возвращаться русские, ранее покинувшие республику?

- Это очень положительная тенденция. Я связываю это, прежде всего, с ростом экономики и созданием у нас хороших экономических условий. А во-вторых, с тем, что у нас есть очень хорошая юридическая атмосфера.

В 1995 году мы подписали соглашение о правовом статусе российских граждан, которые живут на территории Казахстана, и казахстанских граждан, которые живут на территории России, постоянно живут. И фактически они уравнены в правах.

Единственное, что российские граждане здесь, на территории Казахстана, во-первых, не голосуют во время наших выборов в парламент и президента. И, во-вторых, они не могут занимать государственные должности в системе управления на уровне акимов /мэров/, заместителей акимов и руководителей в правоохранительных органах.

Это - единственное поражение в правах. Во всем остальном, включая все ключевые вопросы, например, собственности, они обладают такими же правами, как и казахстанцы. Так почему же не приехать к нам? А для нас это очень, я считаю, хорошо, потому что изначально мы никогда не представляли себе нашего существования без русского компонента, без русского населения. Это, ну как бы наша историческая судьба - быть многонациональными. И мы очень сильно держимся за это.

А во внешнеполитическом курсе: где мог бы Казахстан быть полезен для России, а где Россия для Казахстана?

- Ирак - самое крупное и острое событие последнего времени - наглядно показал, что мы были по одну сторону с Россией. А также с Германией и Францией.

Например, такие страны, как Узбекистан в Центральной Азии, в Европе - Молдова, а также Украина де-факто, на Кавказе - Азербайджан и Грузия присоединились к антииракской коалиции во главе с США. Мы же уклонились от этого, хотя нажим был колоссальным.

Со стороны кого?

- Со стороны американцев. Это понятно, они на всех нажимали. Но ключевой вопрос - вопрос об оружии массового поражения не был решен и до сих пор пока не решен, не продемонстрировано доказательств. Это раз. А во-вторых, для нас было очень важно знать, какую позицию занимает Россия в этом вопросе. Я считаю, что, в конечном счете, мы заняли правильную позицию.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала