Основной акцент на переговорах в Москве был сделан на двусторонних отношениях. И даже проблема ближневосточного урегулирования рассматривалась в контексте российско-израильского диалога.
Как отметил глава российского государства, "мы внимательно следим, как обустраивается жизнь наших бывших соотечественников в Израиле и, конечно, в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке есть определенное беспокойство". "В том числе и поэтому мы намерены и дальше принимать активное участие, насколько это возможно, в процессе урегулирования ситуации на Ближнем Востоке", - сказал Владимир Путин.
Президент России не впервые упоминает о соотечественниках в Израиле. И каждый раз это вызывает определенную озабоченность некоторых представителей арабских государств, учитывая, что многие русскоязычные политики Израиля занимают достаточно жесткие позиции в отношении арабо-израильского урегулирования. И интерес к жизни соотечественников зачастую расценивается в арабских столицах, как поддержка Израиля.
Такая трактовка вряд ли имеет под собой основания. В последнее время Москва проводит целенаправленную политику по укреплению связей с диаспорой, и не только в Израиле. В МИД России работает управление по работе с соотечественниками, это направление курирует первый заместитель министра иностранных дел Элеонора Митрофанова. При этом неважно, кто из бывших соотечественников сохранил свое российское гражданство, а кто нет. Не имеет значения, и к какой волне эмиграции принадлежат соотечественники и по каким причинам они покинули Россию.
Венгрия, Италия, Израиль, Китай и многие другие страны активно используют соотечественников, разбросанных по всему миру, для лоббирования своих интересов. Было бы странно, если бы Россия отказалась использовать столь масштабный ресурс. "Это часть нашей собственной жизни", - сказал Владимир Путин о российских евреях в Израиле. Но эти слова можно отнести и ко всем русским эмигрантам за пределами России.
Другой вопрос, что Москва не должна забывать и о своих соотечественниках, проживающих на территории, подконтрольной Палестинской национальной администрации /ПНА/. В первую очередь речь идет о русских женах палестинцев и об их детях, которые сохраняют российское гражданство. Их не так много, как русскоязычных израильтян, но большинство из них принадлежит к палестинской интеллигенции, к тем слоям, которые отвергают экстремистские тенденции и готовы к диалогу с Израилем, при условии, что и Израиль готов на диалог.
Эти люди, так же как и русскоязычные израильтяне, могли бы стать своеобразным "мостиком к миру" между Палестиной и Израилем, хотя пока они находятся на разных полюсах ближневосточной политики.
Мостиком между палестинцами и израильтянами пытается стать и Россия. При этом, как отмечали неоднократно российские дипломаты в беседе с обозревателем РИА "Новости", "нам не нужны фанфары и лавры, ближневосточное урегулирование - это не гонка за призом, а напряженная и кропотливая работа".
Для израильской и арабской публики должно быть очевидно, что позиция Москвы не является ни проарабской, ни произраильской. Не случайно Шарон, который не боится резких высказываний в чьей бы то ни было адрес, высоко оценил "позицию президента Путина в отношении гарантии безопасности Израиля". А уж безопасность Израиля - для Шарона святое.
В то же время к российскому президенту с уважением относятся политики исламского и арабского мира, примером чему стало присутствие Владимира Путина на саммите Организации Исламская конференция /ОИК/ в Малайзии в середине октября.
Участие Владимира Путина в работе саммита ОИК, по единодушному мнению лидеров российских мусульман, придало уверенности мусульманской общине России за свое будущее в этой стране. Президент тогда отметил, что "российские мусульмане должны чувствовать себя и полноправными гражданами России, и одновременно частью исламского мира".
То же самое касается и российских евреев. Они - составная часть мирового еврейства, и в то же время являются коренными гражданами Российской Федерации. Именно это дал понять Владимир Путин, обещая на встрече с Шароном возобновить работу в Этнографическом музее Санкт-Петербурга экспозиции о жизни еврейского народа в России.
И так же как исламский мир приветствовал решение Москвы присоединиться к работе ОИК, еврейский мир должен отнестись к обещанию Путина открыть к 2006 году в музее Великой Отечественной Войны экспозицию, посвященную Холокосту - геноциду европейских евреев в годы Второй мировой войны.