Он обвиняется Генпрокуратурой в превышении должностных полномочий и в незаконном задержании подозреваемых при расследовании в 2000 году уголовного дела о контрабанде мебели, которая реализовывалась в торговых центрах "Три кита" и "Гранд".
По версии следствия, следователь без санкции прокурора произвел 12 обысков у подозреваемых в контрабанде мебели лиц, а также у их родных. Кроме того, как считает Генпрокуратура, Зайцев "без достаточных на то оснований", задержал двух сотрудников так называемых "притаможенных структур".
Гособвинитель Камиль Кашаев, выступая в прениях сторон, предложил назначить подсудимому условное наказание в виде двух лет лишения свободы с испытательным сроком в течение трех лет.
Прокурор просил освободить Зайцева от уголовной ответственности по статье "незаконное задержание подозреваемых" "за истечением срока давности". Что касается обвинения в превышении должностных полномочий, то из 12 обысков действия Зайцева следует признать незаконными по десяти, считает представитель прокуратуры.
Подсудимый не признал своей вины. "Я считаю что действовал законно, и закон не нарушал", - заявил он в суде. Зайцев утверждал, что его дело было "сфальсифицировано" с целью помочь контрабандистам избежать уголовной ответственности.
Адвокат Зайцева Александр Гофштейн настаивал на оправдании своего подзащитного.
Зайцев находится под подпиской о невыезде и продолжает работать в СК при МВД РФ.
Это уже второй судебный процесс по его делу. 5 сентября 2002 года Мосгорсуд полностью оправдал следователя. Оправдательный приговор был отменен 25 февраля 2003 года Верховным Судом России, куда с кассационным представлением /протестом/ обратилась Генпрокуратура. Дело Зайцева было направлено в Мосгорсуд на новое рассмотрение иным составом.
4 июня Дорогомиловский суд Москвы оправдал высокопоставленных сотрудников таможни Александра Волкова и Марата Файзулина, также обвинявшихся в превышении должностных полномочий, но при проверке фактов контрабанды мебели, реализуемой в "Трех китах" и "Гранде". Мосгорсуд оставил приговор в силе.
"Мебельное дело" было возбуждено ГУВД Московской области 7 сентября 2000 года на основании проверок ГТК. В октябре оно было передано для расследования в СК при МВД РФ, а в ноябре дело затребовала Генпрокуратура. В мае 2001 года Генпрокуратура прекратила его. В марте 2002 года расследование дела возобновилось после парламентского запроса.