Израиль и Россию связывает необычная история взаимоотношений. "От любви до ненависти - один шаг" - эта фраза как будто специально придумана для двух стран, как и фраза, где направление движения обратное, от ненависти до любви. В 1947 году СССР, рассчитывая закрепиться на Ближнем Востоке, способствовал принятию резолюции Совета Безопасности ООН о разделе Палестины и создании государства Израиль. Но затем началась эпоха дружбы Москвы с арабским миром.
Дипломатические отношения СССР с Израилем прерывались в 1953 г., 1956-57 гг., после 1967 года и были восстановлены в полном объеме только в октябре 1991 года. На рубеже 1990-х гг. в Израиль хлынула волна эмигрантов из всех республик СССР.
Теперь во всех слоях израильского общества - от безработных до сотрудников аппарата премьер-министра - можно встретить бывших советских граждан. Некоторые из них до сих пор сохраняют российское гражданство. Порою даже создается впечатление, что у России и Израиля одинаковая политическая, культурная, деловая элита, или часть таковой. На этом фоне стремление развивать сотрудничество закономерно.
Накануне нынешнего визита Шарона в Россию общественные организации Израиля провели в Тель-Авиве "круглый стол" по вопросам российско-израильского экономического сотрудничества. Большинство высказалось за внесение России в число приоритетных экономических партнеров Израиля. Вместе с тем было отмечено наличие неиспользованного резерва в области экономического взаимодействия. Как его использовать - будет обсуждаться на переговорах Шарона с российским руководством.
Но по еще одной теме переговоров - ближневосточному урегулированию - Россия и Израиль не всегда находят общий язык. Старые привычки изжить трудно. В Израиле, когда речь заходит о ближневосточном конфликте, порою смотрят на Москву как на покровителя арабского мира. Москва же, напротив, гордится тем, что ей удалось сохранить взаимопонимание с арабскими государствами и при этом наладить диалог с Израилем.
Сотрудничество России с исламским миром и диалог с Израилем не зависят друг от друга, утверждают российские дипломаты. В результате Россия считается удобным посредником для обеих сторон конфликта, правда, каждая и них хочет видеть Москву только своим другом.
Любимый тезис израильского руководства для переговоров в Москве - общность проблемы международного терроризма. Т.е. Израиль всегда с пониманием относился к политике России в Чечне, и надеялся получить такое же понимание по палестинской проблеме.
Российское же руководство отвергает прямые сравнения Чечни и Палестины, отмечая, что это две принципиально разные ситуации с точки зрения международного права. И это - факт.
Однако трудно спорить с тем, что простым гражданам, далеким от политики, невозможно избежать проведения параллелей между ситуацией в Чечне и Палестине из-за постоянных терактов.
Неизменная позиция Москвы заключается в том, что терроризм не может иметь никаких политических, религиозных или иных оправданий. Но и в России, и в США, которые возглавляют антитеррористическую коалицию, сейчас признают, что с терроризмом невозможно бороться только силовыми методами. И печальный опыт Израиля это демонстрирует особенно наглядно. За акциями возмездия следуют новые теракты.
В ситуации, когда конфликтующие стороны к диалогу не готовы, за дело берутся международные посредники - Россия, США, ЕС и ООН. Весной 2003 года ими была окончательно согласована "дорожная карта" палестино-израильского урегулирования. Ее конечной целью является создание Палестинского государства и достижение мира в регионе. И палестинцы, и израильтяне согласились с необходимостью реализации "дорожной карты", но дальше согласия дело практически не продвинулось.
Накануне визита Шарона в Москву Россия предложила принять "дорожную карту" в виде резолюции Совета Безопасности ООН. Это, по мнению российских дипломатов, сделает все положения "дорожной карты", которая на данный момент носит рекомендательный характер, обязательными для исполнения.
Впрочем, до сих пор и палестинцы, и израильтяне с успехом игнорировали резолюции СБ ООН, когда им это было выгодно. Поэтому в Москве надеются, что новая резолюция будет предусматривать механизм мониторинга за ее реализацией.
Возможно, что встанет вопрос и о размещении в регионе международных миротворцев. И этот момент как раз самый неприятный для Израиля. Впрочем, как заявил в интервью РИА "Новости" заместитель министра иностранных дел РФ Александр Салтанов, "для обеспечения действительно эффективного международного миротворческого присутствия необходимо, чтобы на него дали согласие обе конфликтующие стороны".
На переговорах в Москве Шарон сможет лично изложить свое видение ситуации. Российское же руководство готово искать компромиссные пути урегулирования ближневосточного конфликта. Позиция Москвы заключается в том, что новые идеи должны быть реально воплотимы и не ущемлять интересов ни одной из сторон.