В связи с предстоящим визитом в Москву Генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона просьба прокомментировать состояние отношений России с этой организацией.
- Рабочий визит в Москву Генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона подтверждает стабильный характер политических отношений между Россией и НАТО на основе Римской декларации "Отношения Россия-НАТО: Новое качество". Он позволит провести заинтересованный обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной безопасности в евроатлантическом регионе, проанализировать результаты практического взаимодействия России и НАТО в выполнении Программы работы Совета Россия-НАТО /СРН/ на текущий год.
В прошедшие полтора года с момента подписания Римской декларации Совет Россия-НАТО оформился в полноформатный механизм сотрудничества, проведения консультаций, принятия совместных решений и осуществления совместных действий. В результате отношения Россия-НАТО выводятся на качественно новый уровень, содействуют укреплению доверия и взаимопонимания. Это способствует улучшению политического климата на евроатлантическом пространстве и построению более безопасного будущего для всех европейских государств.
Какова проблематика диалога Россия-НАТО?
- В рамках Совета Россия-НАТО поддерживается постоянный политический диалог по вопросам безопасности, рассматриваются возникающие проблемы и кризисы, вырабатываются оптимальные общие подходы к их разрешению. Одна из постоянных тем политического диалога - ситуация в Афганистане. Исходим из того, что наращивание всех форм сотрудничества в формате СРН повышает возможности России и НАТО действовать совместно в поисках ответов на новые вызовы и угрозы.
Что можно было бы сказать в подтверждение действенности нового механизма взаимодействия между Россией и НАТО?
- Можно констатировать, что в рамках Совета Россия-НАТО уже проделана существенная полезная работа, способствующая превращению Совета в значимый элемент европейской архитектуры безопасности. Совместные установочные документы СРН, в частности по проблематике Балкан, содействуют укреплению стабильности в ЮВЕ.
Активно развивается полезное практическое сотрудничество Россия-НАТО. Получены конкретные результаты в совместной работе по антитеррористической проблематике. Отрабатываются возможности для взаимодействия России и НАТО в сфере кризисного реагирования. Ведется планомерная подготовка к проведению процедурных учений СРН в развитие базовой концепции совместных миротворческих операций. Россия и НАТО ведут углубленный и заинтересованный диалог по важнейшим вопросам предотвращения распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, проводят исследование о возможностях реального взаимодействия в сфере противоракетной обороны театра военных действий. Осуществляются интересные проекты по линии чрезвычайного гражданского реагирования и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.
Отмечаем реальный сдвиг в сотрудничестве между Россией и НАТО по военной линии. Главная цель на этом направлении - уже в ближайшее время выйти на работающие программы, способствующие повышению военной совместимости России и НАТО, провести совместные учения, начиная с командно-штабных.
Какие проблемы могут возникнуть в отношениях России с НАТО в связи с новой фазой расширения альянса, и как их можно было бы сгладить?
- Надо признать, что в отношениях с НАТО по-прежнему сохраняются и области, где наши позиции и взгляды расходятся. Это касается, в частности, расширения альянса. Вторая его волна - в фазе практической реализации. Наше отношение к этому процессу спокойно негативное. Драматизировать складывающуюся ситуацию не намерены, в то же время оставаться сторонними наблюдателями также не собираемся.
Считаем, что осуществление альянсом линии на расширение ставит под угрозу фундаментальные общеевропейские соглашения в сфере обеспечения военной безопасности. Принципиальное значение в этом отношении будет иметь то, чтобы эволюция НАТО, включая ее военный потенциал, строго соответствовала легитимным индивидуальным и коллективным потребностям безопасности, логике обязательств в рамках ОБСЕ и не вела к соблазну ставить интересы альянса выше общеевропейских.
В связи с новой волной расширения определенную остроту приобретает вопрос соблюдения альянсом своих обязательств по военной сдержанности в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО. Мы продолжаем заострять перед нашими партнерами проблемы, связанные с тем, что три государства Балтии и Словения не являются участниками Договора об ОВСЕ и на их территориях не действуют режимы ограничения вооружений.
На встречах министров иностранных дел и обороны СРН в Мадриде и Брюсселе в июне этого года альянс, в принципе, подтвердил, что политические гарантии военной сдержанности действуют также и в отношении вступающих в НАТО государств. Этого, однако, недостаточно. Ситуацию можно будет назвать нормальной, когда эти государства примут на себя обязательства по адаптированному ДОВСЕ и сам он вступит в действие.
Вместе с тем очевидно, что если в ближайшее время не запустить процесс ратификации адаптированного ДОВСЕ, то после официального оформления приема в альянс новых членов в мае 2004 года может возникнуть не только кризисная ситуация в системе общеевропейского контроля над обычными вооружениями, но и осложнение отношений между Россией и НАТО.
Как Вы прокомментируете предстоящий уход Джорджа Робертсона с занимаемого им в НАТО поста?
- Как известно, Джордж Робертсон заканчивает пребывание на посту Генерального секретаря НАТО. Его преемник известен. Мы высоко ценим личный вклад Джорджа Робертсона в становление Совета Россия-НАТО и в формирование нового качества отношений между Россией и альянсом в формате "двадцатки". Рассчитываем, что приоритетный характер российско-натовского взаимодействия будет сохранен, а политический диалог и практическое сотрудничество между Россией и НАТО будут динамично развиваться.