Борис Мессерер - человек ярко одаренный как в искусстве, так и в жизни. Он принадлежит к знаменитой артистической династии, неудивительно, что творчество его связано с театром, в том числе с Большим театром. На сцене "главного театра страны" много лет работал отец художника, танцовщик и балетмейстер Асаф Мессерер, знаковой фигурой была и мать - Суламифь Мессерер. В их семье после ареста своих родителей жила кузина юбиляра - Майя Плисецкая, не без влияния такого окружения связавшая жизнь с балетом.
Не менее легендарной личностью является поэтесса Бэлла Ахмадулина - жена Бориса Мессерера, в чьей мастерской собирались участники нашумевшего в эпоху "застоя" литературного альманаха "Метрополь".
Данью памяти друзьям тех лет служит на выставке уже многим известная инсталляция "Памяти Венедикта Ерофеева", собранная из пустых бутылок, стеклянных банок и подручных средств из мастерской художника. Поэтико-метафорический смысл этому нагромождению "хлама" придают зажженные свечи. Зато другой "монумент" - "Памятник бюрократизму" высотой около 6 метров - прежде никто не видел, он экспонируется впервые, как и многие картины и рисунки мастера.
На выставке в "Манеже" немало работ, показанных этим летом в Праге на Х Международной квадриеннале сценографии. За Россию там "отвечал" Борис Мессерер, показавший свою персональную выставку и получивший серебряную медаль этого престижного конкурса.
В Чехию, а теперь в московский "Манеж" были привезены макеты и эскизы декораций к балетам Дмитрия Шостаковича "Светлый ручей", премьера которого недавно состоялась в Большом театре, и "Конек-горбунок" Родиона Щедрина, а также макет и костюмы к спектаклю "Фауст" на Таганке.
Мессерер пришел в театр в начале 1960-х после Московского архитектурного института и с первых же спектаклей заявил о своем особом видении декорации как графической композиции. Он заставил ее стать самостоятельным зримым персонажем спектакля. Виртуозная изысканность формы, ритмическая сложность фактуры присущи всем работам Мессерера для театра, несмотря на их многообразие. Это и грандиозные панно для балетов "Левша", "Три мушкетера" и "Поручик Киже", и графические ажурные конструкции для "Кармен-сюиты" и "Спартака", и орнаментальные решения для "Золушки", "Недоросля", "Самоубийцы или Щелкунчика".
Помимо Большого театра Мессерер работал для множества других сцен, а в 90-е годы был главным художником МХАТа. С той же поры он активно и успешно оформляет выставки в крупнейших музеях Москвы.