Специалисты могут долго рассказывать, какая часть заслуг в этом принадлежит росийским специалистам, помогавшим КНР в их программе. Но в сегодняшнем мире ни одна наука не может стопроцентно рассчитывать на собственные открытия и достижения - глобализация здесь пустила даже более глубокие корни, чем в других областях. Например, российская и американская космические программы все больше зависят друг от друга, то же относится к российской и европейской, и так далее. Впрочем, несмотря ни на чье бы то ни было содействие, перед нами - достижение, прежде всего, именно китайской космонавтики. Специалисты в этом не сомневаются.
Но главное здесь в том, что большинство населения Земного шара как раз неспециалисты, и для них полет "китайского Гагарина" воспринимается однозначно: как символ. Символ того, что престиж и вес Китая в семье народов резко выросли.
Для самих китайцев вопрос символики, конечно, играет важнейшую роль. Иначе зачем было столь явно приурочивать запуск своего космонавта к такому событию, как саммит Азиатско-тихоокеанского сообщества /АТЭС/ в Таиланде, на который съезжаются высшие руководители России, США, Японии, Китая и так далее. Нет сомнения, что председатель Ху Цзиньтао окажется на этом саммите героем, и это сильно повлияет на его дипломатию.
Конечно, полеты гражданина той или иной страны в космос выводят на новый уровень всю ее экономику и приносят конкретную выгоду. Но, возвращаясь к символике, зачем Китаю, и так ставшему уже в политическом и экономическом плане самой влиятельной державой в Азии, а в мировом масштабе уже привычно называемому второй, после США, мировой сверхдержавой; Китаю с его головокружительными экономическими рекордами еще какие-то демонстрации успехов? Люди, имеющие статистические таблицы и голову для того, чтобы их анализировать, и так все уже понимают.
Однако существует такое, например, явление, как большой спорт. С какой, вроде бы, стати воспринимать превосходство спииных или ножных мышц спортсменов из той или иной страны не только как их личное достижение и размахивать над трибунами флагами их государств? Все это - тоже своего рода "великая пустота". Такой подход нелогичен, но он будет существовать, пока существует массовое мышление.
Прибавление в семье покорителей космоса можно, по его психологическому воздействию на массовое мышление, сравнить с возведением в еще одной неожиданно выросшей по влиянию стране - Малайзии - самой высокой двойной башни в мире. Или с тем, как в конце 90-х годов Индия праздновала рождение миллиардной гражданки этой страны.
Такие психологические удары хорошо воздействуют даже на самые упрямые головы, напоминая им, что в завтрашнем мире будет иная, чем сегодня, расстановка сил. Китай, Индия, Бразилия, возможно, еще несколько государств станут играть в нем все большую роль. Никаких единственных сверхдержав в этом мире не будет, и итоги войны в Ираке ясно показывают, почему: даже у самых сильных держав есть лимиты их силы. А будет, да и уже есть, нечто иное. Назовите это многополярным миром или демократической семьей народов - суть от этого не изменится.
Миру придется привыкнуть к давно уже очевидной реальности - появлению новых гигантов, которых не очень информированные люди до сих пор по инерции считают отсталыми. Выводы тут можно, нужно и давно пора делать следующие: вместо того, чтобы закрывать глаза на очевидные реальности и утешать себя иллюзиями о бедности и всякой прочей неполноценности Индии, Китая, Бразилии, Индонезии и так далее, лучше - для начала - с искренним интересом и доброжелательностью следить за всем, что происходит с этими новыми гигантами в семье наций. И понимать, что они могут и должны привнести в эту семью свои заботы, свои ценности, свои представления о мироустройстве. Это неизбежно - и это правильно.