И хотя, по оценке главы Временной администрации Ирака американского дипломата Пола Бремера, "99 проц иракцев поддерживают перемены в стране", все больше становится тех, кто говорит, что "раньше было лучше".
Да, иракцы благодарны американским войскам за то, что они избавили их от диктатуры, и понимают, что без их вмешательства Саддам Хусейн и поныне сидел бы в своем дворце в Багдаде, а не прятался неведомо где.
"Каждый иракец, оставшийся в живых после четверти века правления Саддама Хусейна и бывший свидетелем его падения, счастлив, - говорит Фарес Мохсин, торгующий овощами и фруктами на улицах шиитского района Багдада Садр-сити. - Свержение Саддама было для нас несбыточной мечтой. Ее осуществлению мы обязаны американским войскам".
Фарес, как и большинство иракцев, видит и отрицательные стороны послевоенной действительности, но считает, что их надо пережить.
"Иракский народ, - говорит он, - столько лет страдал от прошлого режима - у меня, например, убили отца и брата. Думаю, мы можем потерпеть еще немного".
Довольны переменами не только шииты, четверть века подвергавшиеся притеснениям и репрессиям со стороны саддамовского режима, но и иракские курды, многие социальные слои иракского общества.
"До войны моя пенсия равнялась полутора долларам, - говорит 65-летний Тарик Аль-Муэйни. - Сейчас в виде помощи я получаю от Временной администрации 40 долл в месяц. А со следующего года, когда в Ираке установят новые размеры пенсий, Бог даст, мне будут платить еще больше. Но уже сейчас я могу позволить себе покупать мясо, вкус которого успел забыть".
Больше стали получать не только иракские пенсионеры, но и врачи, и учителя, и полицейские, словом, практически все, у кого есть работа. Многим из тех, у кого ее нет - бывшим военнослужащим, работавшим в системе Комитета военной промышленности, не имеющим пока работы госслужащим - выплачиваются пособия.
С Ирака сняты экономические санкции, иракская нефть открыто продается на мировом рынке, и Багдад свободно может теперь закупать необходимые ему товары и продукты за рубежом. Но это не значит, что простым иракцам не приходится по-прежнему бороться с тяготами жизни.
Безработица в стране находится на уровне 50 проц. С трудом восстановлен предвоенный уровень подачи электричества. Из-за неисправностей в системе канализации отдельные улицы даже в лучших районах Багдада залиты нечистотами. В ряде районов Ирака люди по-прежнему не имеют чистой питьевой воды.
В качестве бесспорного доказательства позитивных перемен представители Временной администрации Ирака указывают на идущее в стране становление политического плюрализма, демократии и свободы слова: создан Временный управляющий совет, сформировано временное правительство Ирака, свободно действуют политические партии и издаются десятки независимых газет и журналов. Люди могут безбоязненно высказывать свое мнение.
Иракцы это видят, но видят они и то, что очень многое в стране делается без их участия, что власть в их собственной стране им не принадлежит. Один мой иракский коллега сравнил своих сограждан со зрителями, сидящими перед экранами телевизоров и следящими за событиями, происходящими в их собственном доме без их участия. Американцы сами назначили членов Временного управляющего совета Ирака, сформировали временное правительство. Не спросив мнения иракцев, распустили армию, меняют законы этой страны...
Но главной проблемой для большинства иракцев остается отсутствие безопасности.
"Какая мне польза от того, что я могу свободно говорить, если меня так же свободно могут в любой момент убить? - спрашивает преподаватель одной из школ в Багдаде Амер Мухаммед. - Уходя утром из дома, я не уверен, что вечером смогу вернуться обратно. Жизни любого иракца, особенно женщин, грозит постоянная опасность. Число убийств, грабежей, похищений людей, взрывов, организуемых теми, кто нападает на американские войска, растет с каждым днем. Американские солдаты, которые патрулируют улицы Багдада, не обращают на происходящее рядом с ними никакого внимания. Их интересует не наша, а собственная безопасность. Безопасность иракцам они обеспечить не смогли. Поэтому многие считают, что раньше, при Саддаме было лучше. И число таких людей растет по мере того, как оккупация каждый день порождает все новые и новые проблемы".
Так, например, на днях в иракском городке Абу-Альван патруль сил коалиции открыл огонь по человеку с автоматом в руках. Им оказался сторож городской больницы. Местное шиитское население, приветствовавшее до того оккупационные войска как своих освободителей, было повергнуто в шок и требует мести. Люди отказываются понимать, почему миротворцы должны убивать мирных иракцев.
Возле другого небольшого иракского города Дулуйя американские войска стали вырубать фруктовых деревьев там, где их войска подвергаются нападениям со стороны так называемого иракского сопротивления. Но эти сады - единственный источник существования 500 семей. Ни владельцы садов, ни работающие на них крестьяне не несут ответственности за действия атакующих.
Подобных примеров - масса. Где-то среди ночи американские солдаты вломились в дом с обыском и перевернули все вверх дном. Где-то, надев наручники и пластиковый мешок на голову, увели с собой отца, мужа, настоятеля мечети. А где-то "по ошибке" убили и или ранили невинных людей. В результате накапливается недовольство, растет раздражение и сопротивление оккупации.
С каждым днем американские войска несут все большие потери и все глубже увязают в иракской трясине. 130 тыс американских солдат, которым полгода назад по силам оказалось за 21 день одержать победу в войне, явно не по зубам наведение порядка в Ираке и обеспечение безопасности его населения. Этому их не обучали.