У этого произведения известного русского скульптора Александра Опекушина необычная судьба. Изваянная из каррарского мрамора, она была установлена в 1896 году в Большом зале Московской городской Думы. После октября 1917 года ее оттуда "выставили", скульптура попала сначала в запасники Музея изящных искусств, а потом в мастерскую скульптора Сергея Меркурова. Опасаясь за ее сохранность, используя личные связи, он в начале 50-х годов переправил мраморную императрицу в Ереван. Там она и "прожила" по нынешнее время в Национальном музее Армении. Недавно администрации Москвы и Еревана договорились о возвращении скульптуры в российскую столицу. "Путешествие" Екатерины Великой было организовано при содействии префектуры Центрального административного округа /ЦАО/ Москвы и лично префекта ЦАО Геннадия Дегтева.
Гипс, от которого освободят статую, представляет собой защитное покрытие, сделанное на время транспортировки. Как отметила в беседе с журналистами заведующая Отделом скульптуры ХVШ-начала ХХ веков ГТГ Ирина Красникова, "у статуи есть детали, которые требовали особой заботы: руки, шея, прическа, глубокие складки на мантии..." После расконсервации и "умывания", статуей займутся реставраторы. "Крупных повреждений, которые бы искажали первоначальный облик, нет", - сказала Красникова. - Тем не менее, заняться есть чем". Она особо отметила характер мраморного блока, из которого изваяна императрица, - он "абсолютно однороден, там нет обычно свойственных мрамору прожилок".
По информации пресс-службы столичного стройкомплекса, есть проект установить Екатерину Великую на ее прежнем месте после реконструкции здания бывшего Музея В.И.Ленина, где до событий 1917 года расмещалась городская Дума.