"Прямо скажу, мы должны в корне изменить наши представления о том, что такое современный вооруженный конфликт и как в нем достигается победа", - заявил министр обороны РФ Сергей Иванов на совещании по вопросам дальнейшего развития вооруженных сил России.
"Кто не сделает этого и будет оперировать старыми категориями - обречен на поражение", - подчеркнул глава военного ведомства.
"За прошедший период не выявилось какого-то одного доминирующего типа вооруженного конфликта. Это означает, что и боевая подготовка, и планирование операций, и военно-техническое обеспечение должны быть максимально гибкими", - заявил Иванов.
По его словам, прежняя концепция обычных войн претерпевает значительные изменения.
"Это означает необходимость готовиться как к обычным боевым действиях, так и к противопартизанским, а также - к борьбе с различными формами терроризма", - отметил министр.
"Большинство конфликтов недавнего прошлого развивались на ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако, с широким использованием сил и средств, размещенных за его пределами", - напомнил Иванов.
"Это требует от нас готовности к тому, чтобы не просто обороняться в случае внешней агрессии, но и перенести боевые действия тем или иным способом на территорию противника", - считает глава военного ведомства.
Сергей Иванов высказал несколько замечаний, касающихся новых тенденций в военном искусстве, форм и методов ведения боевых действий.
"Существующий с давних времен принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлении требует уточнения для новых условий. Осуществляться он должен главным образом путем массированного применения средств огневого поражения", - отметил, в частности, министр.
Кроме того, по его словам, "изменилось соотношение между стратегией, оперативным искусством и тактикой, хотя все эти категории военного искусства сохранят свое значение".
"Изменятся внешние и внутренние показатели вооруженной борьбы, - подчеркнул министр. - В ней будут жестко увязаны действия большого количества видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск, выполняющих огромное количество сложнейших взаимосвязанных стратегических, оперативных и тактических задач одновременно во всех сферах вооруженной борьбы".
По словам Иванова, также произойдет дальнейшее сближение способов действий войск в наступлении и обороне.
В частности, уже на первом этапе, в начальный период войны, "бесконтактную" войну следует превратить в "контактную", как наиболее нежелательную для противника, оснащенного дальнобойным оружием, отметил министр.
"Характерной чертой тактических действий будущего явится возрастающее значение дальности ведения огневого боя, - подчеркнул Иванов. - Одной из характерных особенностей боя будет срыв и отражение воздушных ударов противника и борьба за господство в воздухе".
"Особое значение приобретает способность войск обеспечить быстрое выведение из строя инфраструктуры политического и экономического управления противника, а также систем связи и радиоэлектронной борьбы", - отметил глава военного ведомства.
"Решающую роль в войне будущего будет играть хорошо защищенная помехоустойчивая система ПВО", - уверен Иванов.
"Первыми жертвами воздушных ударов в недавних конфликтах становились мирные жители. Так что надежная противовоздушная оборона - это, прежде всего, защита нашего народа", - заявил министр.
По его словам, при планировании агрессии "противник будет проводить широкий комплекс мероприятий по сокрытию начала и характера своей подготовки к нападению", в том числе с помощью спецоперации по дезинформации.
"Хотя завоевание господства в воздухе и массированное применение высокоточного оружия сохранят решающее воздействие на исход вооруженной борьбы, они не снимают необходимости проведения массированных наземных операций силами сухопутных войск", - отметил министр.
Еще одной важной чертой современной войны министр считает "резко возросшую роль морального фактора". "В кратчайшие сроки мы должны создать подлинно действенную, а не формальную систему морально-психологической подготовки военнослужащих, - подчеркнул Иванов. - Нужно взять все лучшее из наших военных традиций, но одновременно - учесть изменения в структуре нашего общества и новые демократические ценности".