Как и тогда, союз 15-ти стран потрясен разоблачениями липких, дурно пахнущих делишек, которые творились, как выясняется, на самом верху исполнительной власти ЕС - в Еврокомиссии. Скандал 2003 года как бы подставил зеркало событиям года 1999-го. И отразилось в нем то же самое - коррупция, кумовство и, в конечном счете, презрение к международной репутации Евросоюза.
Вспомним: 15 марта 1999 года 20 высших чиновников во главе с председателем Комиссии Жаком Сантером скопом подали в отставку. Таким образом они признали свою ответственность за выявленные независимыми экспертами финансовые махинации в тех административных службах ЕС, которые им, чиновникам, подчинялись.
Позднее новый председатель Романо Проди поклялся впредь проявлять к случаям коррупции, как он выразился, "нулевую терпимость". А начальник всего административного хозяйства Комиссии англичанин Нил Киннок публично пообещал создать "лучший в мире менеджмент".
Сегодня они могут пожалеть о сказанном. Обнародованный в конце сентября доклад группы аудиторов опять обнаружил в бухгалтерских книгах Еврокомиссии больше фальсификаций, подтасовок и умолчаний, чем честной цифири. И негодующие члены Европарламента требуют, чтобы на этот раз личная вина злоумышленников не растворилась в благородных жестах покаяния вроде отставки команды Сантера.
Обвинения доклада адресованы Евростату, статистическому агентству Комиссии со штатом из 700 сотрудников и годовым бюджетом в 141 млн евро. Расположенное частично в Люксембурге, частично в Париже, агентство занимается тем, что продает свои базы данных и прочие услуги коммерческому сектору через сеть частных фирм.
Как выяснили аудиторы, в Евростате сплошь и рядом велась двойная бухгалтерия, с помощью которой прикрывался вывод крупных денежных сумм на секретные банковские счета. Стоимость многих контрактов Евростата была безбожно завышена. Некоторые щедро оплаченные сделки вообще не существовали в природе.
Хотя большая часть такого рода махинаций имела место до того, как Еврокомиссию возглавил Романо Проди, секретные счета в Брюсселе и Люксембурге оставались открытыми до июля 2003 года. Более того, Евростат продолжал подписывать контракты с фирмами, уже находившимися под следствием за коррупцию.
Стрелочники на днях поплатились. Против генерального директора Евростата Ива Франче и двух его замов, Даниеля Бика и Фотиуса Нанопулоса, возбуждено дисциплинарное разбирательство. Троицу сослали в пыльные служебные кабинеты подальше от руля агентства. Их объяснения, будто секретные счета понадобились, чтобы "ускорить прохождение средств через неповоротливый бюрократический механизм" ЕС, вызвали ярость европейских законодателей и злые усмешки прессы.
Тем не менее Романо Проди не спешит приносить в жертву более крупные фигуры. На закрытом совещании с лидерами Европарламента в Страсбурге он заявил, что не видит необходимости в отставке кого-либо из своих высокопоставленных коллег. Тем самым Проди пытается бросить спасательный круг прежде всего Педро Солбесу, члену Комиссии, который прямо отвечает за деятельность статистического агентства и потому испытывает сейчас наибольшее давление повиниться в грехе и убраться со своего поста куда подальше.
В целом верхи европейской бюрократии делают вид, что нынешний скандал - лишь производное от той чиновничьей нечистоплотности, которая осталась им в наследство от предшественников с 90-х годов.
Между тем дело уже не в том, кто виноват. Скандал вокруг Евростата отбрасывает густую тень на более широкую политическую сцену. И многие действующие на этих подмостках фигуры стараются использовать происходящее к собственной выгоде, не слишком затрудняя себя раздумьями о долгосрочных и фундаментальных интересах Евросоюза, организации, которой они вроде бы призваны служить.
Так, немалая когорта европарламентариев надеется обновить свои депутатские мандаты после предстоящих в 2004 выборов. Поэтому для многих из них скандал - манна небесная. Чем больший всплеск негодования им удастся изобразить перед прессой, тем больше вероятности, что у избирателей останется впечатление: там, в Страсбурге, этот парень не зря хлеб ест.
Будущее диктует поведение в настоящем и более высоких лиц. В Брюсселе не сомневаются, что после того, как в следующем году Романо Проди распрощается с Комиссией, ему суждено стать лидером итальянских левоцентристов и в этом качестве бросить вызов Сильвио Берлускони на предстоящих баталиях за пост премьер-министра. Естественно, Проди не устраивает, если брызги скандала попадут на его белую тогу искреннего, преданного высшим идеалам европейского единства политика.
Ну, а интересы самого Европейского Союза? Похоже, ущерб здесь неизбежен. В дни, когда содружество готовится скрепить свои узы официальной конституцией, а десять новичков Центральной, Восточной Европы и Средиземноморья трепетно ждут входных билетов в желанный клуб, Европейскому Союзу меньше всего нужен новый кризис доверия в своих рядах.
Шведы уже продемонстрировали на недавнем референдуме дурной, с точки зрения ЕС, пример пренебрежения к евро. Не оказался бы он теперь еще более заразительным.