Главы правительств обсудят перспективы сотрудничества двух стран в топливно-энергетическом комплексе, военно-технической сфере, в области космоса, связи и экологии. Особенностью нынешней, восьмой, встречи премьеров станет то, что это будет первый контакт в таком формате с новым руководителем китайского правительства, сформированного весной этого года.
К подписанию в рамках визита готовятся также Меморандум по развитию взаимодействия между Минэконоразвития РФ и Госкомитетом КНР по развитию и реформам, Соглашение о сотрудничестве между "Внешторгбанком" и "Ситик Индастриал Банк", а также Меморандум о взаимодействии в области высоких технологий по производству вторполимеров, инвестиционному сотрудничеству и совместной работе на рынках третьих стран между российской компанией "Интерхимпром" и китайскими партнерами.
Как ожидается, одной из основных тем на переговорах станет сотрудничество в энергетике. Именно в этой сфере реализуется крупнейший совместный российско-китайский проект - строительство на основе российского кредита первой очереди Тяньваньской АЭС.
Работы по проекту идут в соответствии с графиком и в конце 2004 года планируется введение в эксплуатацию первого блока, а еще через год - второго блока АЭС. Общая мощность первой очереди - двух энергоблоков - составит 2 млн кВт.
В рамках энергодиалога может идти речь и об увеличении поставок в Китай электроэнергии из России. В настоящее время эти поставки оцениваются примерно в 175 млн кВт/час в год.
Успешно, по оценкам экспертов, развивается военно-техническое сотрудничество двух стран. В настоящее время в России изготавливается пять самолетов ТУ-204/120М по заказу китайской стороны. Пекин также проявляет интерес к российским самолетам-амфибиям Бе-200.
В космической сфере космические и китайские компании в последнее время заключили 23 коммерческих контракта в 15 направлениях сотрудничества. В их числе - темы спутникового мониторинга, космической навигации, изучения Луны.
Китай в ближайшее время, возможно, станет второй страной, наряду с Россией осуществляющей запуск людей в космос. Расширение взаимодействия в этой связи становится еще более актуальным, считают в Москве.
В машиностроительном комплексе опыт кооперации российских и китайских производителей также может служить примером. Так, российская компания "Силовые машины" в кооперации с китайскими партнерами выиграла несколько тендеров на строительство электростанций, а компания "Уралаз" совместно с китайской стороной наладила производство грузовых внедорожников, которых к середине 2004 года будет собрано более 100 штук.
Ожидается, что в ходе переговоров будет поднят вопрос о допуске российских телекоммуникационных компаний, в том числе операторов связи, на китайский рынок.
Еще одной темой переговоров обещают стать экологические проблемы, в том числе, связанные с защитой реки Амур и с лесопромышленном комплексом. В России на заготовки леса в настоящее время работает свыше 40 китайских компаний.