Как сообщил РИА "Новости" источник в российском правительстве накануне официального визита российского премьера в Пекин, особенностью нынешней - восьмой встречи премьеров станет то, что это будет первый контакт в таком формате с новым руководителем китайского правительства, сформированного весной этого года.
Как ожидается, одной из основных тем на переговорах станет сотрудничество в энергетике. Именно в этой сфере реализуется крупнейший совместный российско-китайский проект - строительство на основе российского кредита первой очереди Тяньваньской АЭС.
Работы по проекту идут в соответствии с графиком и в конце 2004 года планируется введение в эксплуатацию первого блока, а еще через год - второго блока АЭС. Общая мощность первой очереди - двух энергоблоков - составит 2 млн киловатт.
Китай, как рассказал собеседник агентства, планирует провести тендер на строительство второй очереди АЭС - третьего и четвертого блоков, и, как полагают российские компании, их предложения могут вызвать интерес у китайской стороны.
Источник в правительстве не исключил, что успешная реализация тяньваньского проекта может стать образцом для сооружения электростанций в других регионах Китая в рамках разрабатываемой в настоящее время в этой стране программы развития атомной энергетики.
В числе других успешных проектов российских атомщиков в Китае собеседник агентства отметил газоцентрифужный завод по обогащению урана.
В рамках энергодиалога может идти речь и об увеличении поставок в Китай электроэнергии из России. В настоящее время эти поставки оцениваются примерно в 175 млн квт/час в год.
Успешным, по оценкам российской стороны, развивается военно-техническое сотрудничество двух стран. В настоящее время в России изготавливается пять самолетов ТУ-204/120М по заказу китайской стороны. Пекин также проявляет интерес к российским самолетам-амфибиям Бе-200.
В космической сфере космические и китайские компании в последнее время заключили 23 коммерческих контракта в 15 направлениях сотрудничества. В их числе - темы спутникового мониторинга, космической навигации, изучения Луны. Собеседник агентства напомнил, что Китай в ближайшее время возможно станет второй страной, наряду с Россией осуществляющей запуск людей в космос. Расширение взаимодействия в этой связи становится еще более актуальным, считают в Москве.
Касаясь темы сотрудничества в машиностроительном комплексе, источник отметил успешный опыт кооперации российских и китайских производителей. Так, российская компания "Силовые машины" в кооперации с китайскими партнерами выиграла несколько тендеров на строительство электростанций, а компания "Уралаз" совместно с китайской стороной наладила производство грузовых внедорожников, которых к середине 2004 года будет собрано более 100 штук.
Ожидается, что в ходе переговоров будет поднят вопрос о допуске российских телекоммуникационных компаний, в том числе операторов связи, на китайский рынок.
Еще одной темой переговоров обещают стать экологические проблемы, в том числе, связанные с защитой реки Амур и с лесопромышленном комплексом. В России на заготовки леса в настоящее время работают свыше 40 китайских компаний.