В четверг экспозицию, уже показанную летом нынешнего года в Государственном Эрмитаже в честь юбилея С.-Петербурга, открывает в своих стенах Государственный музей изобразительных искусств /ГМИИ/ им. А.С.Пушкина.
Пушкинский музей принимает выставку из США в уверенности, что и давние, слегка поблекшие фотографии XIX века, и работы мастеров наших дней одинаково интересны российской аудитории. Тем более что МоМА, как сокращенно называют Музей современного искусства в Нью-Йорке, обладает гигантским, полным раритетов собранием фотоснимков.
В Россию привезли работы классиков разных стран: это Эжен Атже, Ласло Мохой-Надь, Андре Кертеш, Август Зандер, Ман Рей, Уильям Кляйн, Робер Дуано и многие другие. Не забыты и такие корифеи, как Ирвинг Пенн и Ричард Аведон, экспериментаторы Лукас Самарас, Синди Шерман, Тина Барни.
По замыслу авторов проекта, выставка послужит экскурсом в историю мировой фотографии. Идея ее восходит к знаменитой книге почетного директора Отдела фотографии МоМА Джона Жарковски, впервые увидевшей свет в 1973 году. Издание включило в себя 100 изображений - как наследие классиков /Тимоти О'Салливан или Льюис Хайн/, так и безымянные фотокарточки; как художественные фотографии /Дэвид О. Хилл и Роберт Адамсон, Альфред Стиглиц и Эдвард Стайхен/, так и репортажные, технические, рекламные снимки. До сих пор критики называют исключительным уровень иллюстраций - жемчужин коллекции МоМА, отмечают цельность и последовательность их отбора. К сотне экспонатов из антологии Жарковски его младшие коллеги добавили ровно 25 фотографий, продолжив нить повествования последними 30-ю годами ХХ века.
В основу экспозиции, размещенной в Отделе личных коллекций ГМИИ, лег хронологический принцип: ее открывают фотографии середины XIX века - "Автопортрет с Робертом Адамсоном" Дэвида О"Хилла, "Ниагарский подвесной мост" Уильяма Инглэнда и дагерротип Уильяма Шу /1850/. А о первой половине XX столетия расскажут не только Жак-Анри Лартиг, Адольф де Мейер, Николас Мюрей или Уокер Эванс, но и россиянин Александр Родченко - автор снимка "Сбор на демонстрацию" /1930/.
Однако классический музейный подход к выставке как ретроспективному обзору не помешает замыслу ее авторов, настаивающих на том, что зритель должен рассмотреть каждое фото и в отдельности, как "вещь в себе", пропустив через свой внутренний мир. Именно этот лозунг вынесен в название проекта - "Вглядываясь в фотографии".