> Действующий Лесной Кодекс от 1997 года уже устарел и требует внесения корректив, пояснили в Минприроды.
Как стало известно РИА "Новости" ряд федеральных органов исполнительной власти представили в правительство свои возражения к Лесному Кодексу. Разногласия, в частности, касаются состава лесного фонда, особенностей управления лесами, находящимися в настоящее время в управлении Министерства обороны, порядка предоставления участков лесного фонда в пользование и, наконец, введения частной собственности на лесной фонд.
Согласно представленному в правительство РФ проекту Минприроды, предметом правого регулирования этого кодекса являются отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и древесно-кустарниковой растительности, а также отношения в области охраны и использования земель лесного назначения.
Законопроект устанавливает, что лесной фонд находится преимущественно в федеральной собственности. При этом допускается возможность приобретения участков лесного фонда в частную собственность, в том числе путем заключения договоров аренды с правом выкупа.
В документе говорится, что древесно-кустарниковая растительность может находиться в любых формах собственности. Ее оборот законопроектом не ограничивается, и эта растительность "следует судьбе соответствующего земельного участка".
В законопроекте утверждается, что собственник участков лесного фонда является самостоятельным в распоряжении принадлежащими ему объектами лесного назначения и самостоятельно несет бремя затрат на их содержание.
Согласно проекту кодекса, в ведении федерального правительства и уполномоченного им федерального органа исполнительной власти должны быть сосредоточены все полномочия по установлению правил лесопользования, утверждению расчетной лесосеки, установлению размеров платежей за пользование лесным фондом, принятию решения о переводе земель лесного фонда в другие категории земель.
Кроме того, федеральный центр должен принимать решения о предоставлении участков лесного фонда в пользование, а также организовывать лесные конкурсы и аукционы.
Что касается органов власти субъектов и органов местного самоуправления, то законопроект предусматривает их участие в решении вопросов о разделении лесов на группы, в решении вопросов, связанных с проведением лесных конкурсов-аукционов. Органы власти субъектов и местного самоуправления также должны иметь право принимать решения о предоставлении участков лесного фонда для удовлетворения потребностей в древесине и других лесных ресурсах бюджетных учреждений, сельскохозяйственных организаций и населения.
В целях повышения эффективности лесопользования предусматривается исключительно конкурсная и аукционная система, предоставления в аренду и краткосрочное пользование участков лесного фонда для коммерческого использования.
В новой редакции Лесного Кодекса устранено положение о лицензировании деятельности по использованию лесного фонда.
Одновременно с Лесным Кодексом правительству предстоит рассмотреть и проект закона о платежах за пользование лесным фондом. Законопроект устанавливает такие виды платежей, как плата за краткосрочное пользование и арендная плата. Подход к формированию размера платы за пользование лесным фондом предусматривает определение уровня платежей путем вычета из рыночной стоимости заготовленных лесных ресурсов нормативных затрат за из заготовку и определение доли рентабельности за произведенные работы. Размер ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, будет определяться дифференцированно по породе древесины, технологии лесозаготовок, расстоянию вывозки, сезону лесозаготовок, типу дорог и другим критериям.
Как считают в Минприроды, внедрение в практику лесопользования рентного подхода повлечет за собой некоторый рост цен на лесоматериалы круглые, но не более чем на 10-15 проц.